irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ПУШКИНСКИЕ ДНИ. МОНОСПЕКТАКЛЬ актрисы и педагога СВЕТЛАНЫ НИКУЛИНОЙ

          Бесы                        


                                        В ПОЛЕ БЕС НАС  ВОДИТ, ВИДНО…
Свой пушкинский  вечер Светлана Никулина начала с «Бесов». В консерватории в концертном зале «Театральный»  прошел литературно-музыкальный  вечер.
…Пришла после рахманиновского вступления
такая  статная, элегантная, в белой блузе и черной юбке в пол, тихо села на стул и  завела, как песню: «Мчатся тучи, вьются, тучи,//Невидимкою луна…»То ли стихи читает, то ли  заговор старинный, тайный  наговаривает – от луны, непогоды, от нечисти всякой-разной.
Читает просто, без аффектации,   без акцентов голосом,  красивых пауз,а доходит - каждое слово.Да не обманет нас легкость летучей строки в следующем  стихотворном монологе: «Долго ль мне  гулять на свете// То в коляске, то верхом?» Он о тоске, неприкаянности, о фатальной неизбежности.


«На большой мне, знать, дороге // Умереть господь судил», - таков приговор поэту самому себе.Ведь не написал же он  : «Долго ль мне гулять по свету», что было бы логичней для путешественника. Поставил предлог на.
Здесь дорога – как полотно жизни, которое непрерывно движется,но в любой момент может оборваться.Даже счастливой, вроде, жизни, какая была у маленького чиновника Вырина.Потому что далее актриса и преподаватель театрального института  Светлана Никулина  читает одну из самых печальных и трогательных  из «Повестей Белкина»  - «Станционный смотритель». Написанную прозрачной, как слеза, пушкинской прозой, где ни эпитетов, ни метафор. Только необыкновенная плотность Слова и – Чувства. Мы помним, что вначале были «Бесы», актриса как бы  дает ключ к повести.

Не все они, увы, «бесконечны, безобразны,//В мутной месяца игре». Зло может быть очень даже привлекательно, являться  в самом красивом облике и  блестящем мундире с ментиками.
Судьба маленького человека, затерявшегося  со своим горем на бесконечной российской дороге, поражает нас  при чтении Светланы  в самое сердце.  Как в самый первый раз, когда ее для себя только открываешь. Да, Пушкин. Да,хрестоматийно. Но ведь как подать!.. Тема дороги - сквозная в моноспектакле – подкрепляется фортепианной игрой Алены Бровкиной, вокалом Павла Доронина. Тихо, почти шепотом, завершает актриса свой  рассказ. « А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром - славная барыня!"  И я дал мальчишке пятачок, и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных»…

Светлана долго  была ведущей актрисой двух саратовских театров,  преподавала сценическую речь у студентов театрального института.А  потом полностью перешла на преподавательскую работу. Видела ее не раз на сцене в разных ролях. До сих пор помню ее роскошную Зинаиду в «Дядюшкином сне».Но как мастера художественного слова услышала впервые.Не секрет, что это совершенно отдельное искусство,не каждому актеру оно  по плечу. А Никулиной  все  по росту и по силам. С удовольствием слушала  бы и слушала ее.
Ирина Крайнова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments