irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

МОСКВА ТЕАТРАЛЬНАЯ.ШДИ- впечатления, окончание

               

                      ОХОТА К ПЕРЕМЕНЕ МЕСТ

                                                                                                   ( Окончание. Начало см. ниже)
...и хулиганистый Пушкин
Третий спектакль в ШДИ был  самого мэтра (Васильева) - «Из путешествия Онегина»,возобновленный Александром Огаревым и Игорем Яцко. И здесь оперная стихия, если не владеет всем, то  берет очень  много места.В соавторы к Пушкину записан Чайковский. «Онегин» идет в Манеже, самом большом зале театра.И усадив зрителей в один конец,постановщики от души  гоняют актеров по его огромным площадям.Начинается все , вроде бы, привычно:тоненькая Татьяна Маши Зайковой( актриса васильевской школы ,оттого - синтетическая) ,в изящном кружевном дезабиле ,  пишет, точнее, поет хрестоматийное письмо к Онегину.

Да, в спектакле запел не только хор ( и как черт из табакерки, выскакивает, поющий,  буквально отовсюду) , поют ведущие драматические артисты, и очень прилично (в  постановке участвовали  три педагога по вокалу, два концертмейстера, хормейстер и хореограф, не считая основных режиссеров).   В антракте мы услышим и «тенора Яцко», старательно коверкающего язык в куплетах мсье Трике.  Вокалисты вклиниваются в канву спектакля, создавая незабываемые комические дуэты: Татьяна  и Онегин, финал романа («Довольно, встаньте»), где хрупкая героиня Пушкина никак не поднимет с колен грузного  Евгения; Ленский, крошечный, хлипкий, вьющийся петушком вокруг «коломенской версты» ( еще и на каблучищах) Ольги ( прекрасная характерная актриса Алла Казакова).
Хорошенько побегав на просторах зала (к столикам ,к беседке, к роялю, к зрителям, из разных лож) , герои оказываются на маленькой  сцене, и, «взвившись, занавес летит», а  две атлетически сложенные девушки  изображают воспетую поэтом Истомину, которая  «вдруг летит,//Летит, как пух из уст Эола».
Долетят ли до середины сцены балерины, больше  напоминающие молотобойцев первых пятилеток? Вопрос.
Ждала, призанться, несколько иного зрелища.С солидным сидением актеров на венских театральных стульях,  с неспешным чтением виршей Александра Сергеича.И, вроде бы, мои надежды    стали  оправдываться  первоначальным чтением Игорем Владимировичем- таким красивым, поставленным голосом. Но чего ждать от  «театральных хулиганов»?..   Не те здесь сверхзадачи. В постановке  Ольги  двоятся, троятся. А  няня  с  ее воспитанницей  меняются ролями. И самая красивая актриса примеряет на себя то  беззаботную веселость Оленьки, то старческую рассеянность няни. В ответ на законный  вопрос Онегина : «Скажи,которая Татьяна?» - вообще выбегает  одна сестра, другая и  -множество  сенных девушек. Как в русской  сказке  - угадай красну девицу! И  пошли  веселые певческо-танцевальные святки...
И со стихами  обращаются куда как вольно.Монотекст читают на два, на три голоса,  произвольно выделяя слова, частицы, произнося с  неожиданной интонацией. Нарушается чеканная пушкинская ритмика , но  приобретаются подтексты,  открываются  новые смыслы.Что- то  находим, что-то теряем.Сокрушение привычных штампов происходит   всюду – оперных,чтецких, литературоведческих / « Критик ноя, нытик  вторя:- Где же пушкинское –(взрыд) чувство меры?…»/… И драматических тож.Онегин – стремительный , саркастический, нервный  - влетает  с дорожным баулом.Одет элегантно, но сумрачно.Впрочем, черные манишки к сюртукам  у всех мужчин.Один Яцко, дав волю актерскому  лицедейству, меняет обличья и камзолы,являя комические стороны своего таланта.
Баул Онегина – единственная примета его путешествия.Оно, конечно же , не показано, хотя и  вынесено в заглавие.И слегка прокомментировано Сценой Возвращения, где сакральная фраза «Как Чацкий,с корабля на бал» - муссируется на все лады. А «Неподражаемая странность// И резкий, охлажденный ум» главного героя  отлично считывается эксцентричными выходками Евгения , даже, местами ,выкриками (Александр Огарев). Ему придан роскошный, аристократичный Ленский Олега Малахова. Эта пара почти  не участвует в общем безумии под названием  пение и рефрены из «Онегина», но   очень независимо кочует по залу.Не обращая ни малейшего внимания на такую условность, как весьма взрослый возраст.А вслед за ними  -  мы  не обращаем.
Почти  что немая сцена блистательно разыграна  сим дуэтом  по соседству  с нами ( придвинулись  на стульях к ложе). Ленский скептически реагирует на все реплики друга, ища поддержки у  нас. Потом, слегка повздорив, они  уже скачут  верхом.Театр!
В антракте неуемные режиссеры не ослабили натиска на зрителя и   всех позвали на именины Татьяны. Было очень  мило.В фойе оркестр  наигрывал котильоны и мазурки, барышни разносили шампанское и соки , мсье Трике  дарил
дамам розы.Спев знаменитые куплеты, он, окруженный  толпой ряженых, со скрипачем - вылитый Саша Пушкин, увлек  всех   за собой на балкон, оттуда – в партер, где хор  девушек  уже облепил белый рояль с оперным  рефреном «Вот так сюрприз».
Да и все здесь сплошной сюрприз, похожий на один большой , бессвязный сон героини.Удвоение, утроение персонажей,мгновенный обмен ролями, бесконечные перевоплощения,скачки галопом по главам, повторение- смакование знакомых до последней запятой строк … «Привычка свыше нам дана» - уж как  только ни обыгрывается  все четверостишье.А тут  фантастические птицы-люди с сетчатыми головами вступят в разговор, а Ленский в своей разборке с Онегиным постреляют-постреляют ( в основном, пальцами, но очень громко!) – и уложат в суматохе все  семейство Лариных.Татьяна во снечувствует смерть – оказывается, свою...
И когда у рояля деловито  соберутся комиссары и члены женсовета , и  замелькает красный флаг, Онегин  с  Ленским, явно лишние на это празднике жизни, гордо удалятся.Причем с помощью   очень мобильного кентавра.Политическая символика, похоже,  еще из недавних 90-х. А «лишние люди» Онегин  и  Ленский, в  шикарном исполнении Огарева с Малаховым, при всех новациях постановки , –продукт своей эпохи. Но после крушения их  любовей этим героям вообще нет места-нигде. И  они  уедут в мифические времена.Лишние люди - умные, талантливые, порядочные...После двух часов почти сплошного смеха отчего-то  уже не смешно…
Так закончилась эта великая сага ШДИ, где из всего романа   громче всего  звучала  нота  «беспокойства и охоты к перемене мест».Зато как хорошо промыли наши мозги от замыленности восприятия "нашего всего".
                                                                                   Ирина Крайнова, фото Виктора Крайнова и Анны Леонтьевой


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments