
СНИЛСЯ МНЕ САД …В ВАСИЛЬКОВОМ УБОРЕ
Был ясный теплый день, из тех что щедро дарит нам южное лето.Но без иссушающего зноя предыдущих дней.
В небольшом саду, среди расцветающих шаров пиона, вольготно расселись художники.Преподаватель художественного училища Алексей Чусляев и ученики.Кто поместился за пределами маленькой усадьбы Борисова-Мусатова, кто у запрятанной в укромном уголке беседки, кто в самой беседке.Мы, зрители, смирно сидели на веранде ее крепкого деревянного дома.И только фотографы бегали по саду, выискивая нужный ракурс.Им простительно, тем более- таким тонким мастерам фотопейзажа, как Валерий Кузьменко.
Что писать живописцам? Пионы еще не раскрыли роскошные царственные бутоны, нежный шиповник отцветал, роняя свои душистые одежды.Кто-то воспел «убывающую» его красу, многие писали колоритный домик. На круглом столике, на фоне избы ( она же –дом художника) поставили банку с васильками,их изящный сине-лиловый абрис удачно контрастировал с деревом стен. Из домика полилась дивная музыка – Рахманинова, Чайковского, раздался неспешный, задумчивый голос Элеоноры – хозяйки этого маленького царства.Отчетливо слышно было каждое слово.
Подумала было, что это радиозапись.Нет, музыканты играли вживую,сменяя друга у маленького старинного пианино.И Эля –в который раз! – но опять по-новому рассказывала нам о промелькнувшей, как сон, короткой жизни одного из главных российских художников 20 века.О непонимании и осуждении его саратовскими обывателями, привыкших к посконному реализму живописи, о тесном круге истинно интелллигентных людей, который ему удалось найти здесь, о большой любви художника и его коротком счастье. Не оттого ли так щемит сердце, когда видишь прекрасные и печальные его картины, где «то ли женщины, то ли виденья» прилетают из других, неясных, далеких миров?
А музыка рассказывала драму жизни на своем языке – мятущемся и страстном, прозрачном и гармоничном. Играли студенты Саратовской консерватории (преподаватель Игорь Виноградов).И музыка не мешала, не отвлекала, а лишь обостряла восприятие ,окуная в свои глубокие воды.И на белом холсте Алексея , на охристом фоне избы робко проглянули головки васильков. Музыка – самое родственное из искусств, лишь помогает художнику, настраивая на волну творчества.
… Постепенно цветы утвердились, полыхнули «пожаром голубым», повелительно акцентируя композицию.Но все еще глядели мягко и нежно, как на самой прозрачной акварели. Картина практически готова.Сложили свои мольберты - стульчики и студенты. Спустились в сад музыканты, вышла на крыльцо Элеонора Белонович с красавицами-сотрудницами.Так закончился этот волшебный день в «Зеленой мастерской» Борисова – Мусатова.
Фотографии вышли не менее волшебно . Репортаж здесь Валерия Кузьменко.К тому же Мастер притушил все цвета, кроме коричневатого, окунув нас в сад столетней давности. Ирина Крайнова, фоторепортаж ВАЛЕРИЯ КУЗЬМЕНКО

