irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКА европейского искусства из частного собрания к 130-летию музея

                 
                         И СУЛИКО, И РОКОКО

Практически одновременно с Пиросмани в соседних залах Радищевского музея  открылась выставка европейского искусства из частной саратовской коллекции, экспонаты которой приобретались на международных аукционах.Можно вообразить уровень картин!..
Представлена классика искусства во всем ее разнообразии, все  ведущие европейские школы – итальянская ( большая часть коллекции), французская, фламандская, голландская, австрийская, немецкая, английская-XVI –к.XIX века, что вообще  редкость  (живопись Британии собрана в национальных музеях страны).
Вечный мотив солнечной Италии  - Мадонны, мифологические и  религиозные сюжеты,  но также - жанровые картины,конные баталии.
Время неумолимо идет, и  копии с картин великих, выполненных их современниками, ценятся все выше и выше .  Так, Сассоферрато ,живший в XVII веке,  занимался копированием  картин мастеров Возрождения.  Повторил он и «Мадонну с гвоздиками» Рафаэля.Эта картина ценна еще и тем, что до начала 2000-х годов  оригинал считался утраченным.  Ее называют украшением выставки.
Великолепен парадный «Портрет Луизы де Керуаль, герцогини Портсмутской» Питера Лели, придворного художника короля Карла II (Англия,XVII век), очень красиво решенный колористически . Этот век был значителен и для фламандской живописи.И  собиратель стал обладателем  превосходных  работ отца и сына из антверпенской художественной династии – Хендрика и Яна ван Балена . Картины эти любопытны еще и тем, что написаны в особой технике, на медных пластинах.В собрании есть  и  произведение итальянского мастера, решенное таким  трудоемким способом.
Немецкий живописец Эрнст Дитрих показан парными картинами  в стиле  затейливого и изящного искусства рококо (XVIII век).  Но тема изображаемого с пейзажным  фоном и стилем художника совпадает не слишком  –  на первом плане идут батальные сцены.
XIX век  показан очень богато. Нашлось место самым разным его направлениям:  так называемое  второе  рококо , реализм, салонное искусство,  авангардный тогда импрессионизм.Значительное событие произошло накануне выставки. Как пишут искусствоведы,  «удалось уточнить атрибуцию ряда работ. Например, на картине «В кафе», считавшейся произведением школы знаменитого итальянского импрессиониста Помпео Мариани, обнаружена его подпись “P. Mariani”. Это доказывает, что картина написана сами мастером, а не его учеником».   Эксперты также  выяснили,  что Франческо Солимена изобразил в своем произведении  реальных исторических лиц: Александр Македонский, семья персидского царя Дария,-  а не библейских, как полагалось ранее .Мариани с его небольшой картиной, где цвет, свет и предметы сливаются в единую взаимопроникающую золотистую среду, стал истинным маленьким  бриллиантом  этой праздничной  экспозиции.
Высокий художественный уровень  экспозиции подчеркнут  еще  безупречной формой:  рамы подобраны с большим вкусом и, в основном, соответствуют эпохе.Так, замечательно смотрятся парные фарфоровые (!)  картины с легкими рамами в завитушках «а ля рококо».
На двойном вернисаже публика свободно  перетекала  с выставки на выставку, окунаясь то в примитивизм XX века, то в куда  более глубокое прошлое искусства.А наше прекрасное трио – ансамбль старинной музыки «Трио-соната» (Владимир Скляренко,Елена Лельчук, Людмила Домбровски) в этом им помогало.В самом  дальнем зале галереи ансамбль  ублажало наш слух то пленительными звуками  барочной музыки, то   касался темы Востока, наигрывая «Сулико» и  вольные импровизации по поводу.Им все органично, все подвластно – все  эпохи и стили. Музыка сокращает даже исторические расстояния.
                                                                                  Ирина Крайнова, фоторепортаж ВАЛЕРИЯ КУЗЬМЕНКО




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments