irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ДРУГОЕ КИНО,ПРЕМЬЕРА "БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ" в ТРИУМФ МОЛЛЕ

Выставка Чудина 018                     Премьера                                        
                                       
                             
ПРОСТО ДРУГОЕ КИНО


Такое кино не уводит нас ни в мир сладких потребительских грез,ни в дебри интеллектуального авторского кино.

Для него найдено хорошее определение.Оно просто другое.Фестиваль такого рода фильмов проходил в Саратове , из того же ряда – фильм «Больше-меньше» сценариста и режиссера Дениса Банникова.

Денис- наш человек, саратовец,хотя родился в Смоленске.Переехал в детстве с родителями-актерами в наш город.Семья это известная, очень энергичная и талантливая . Неудивительно, что юноша решил продолжить актерскую династию . Он поступает в ГИТИС в мастерскую Евгения Лазарева. Был актером актер Московского театра Сатирикон, театра имени Н.В.Гоголя.

Круто поменял свою жизнь в 1991 году, став телережиссером и сценаристом («АТВ — Новая студия» -Останкино), автор передач («АТВ-брокер»), рекламных роликов (приз «Золотой кипарис» в Ялте—94).В 2004 году снял фильм «Экстраскоп». И вот, почти через 10 лет , новая работа,показанная во внеконкурсной программе ММКФ, а теперь путешествующая вместе с ее авторами по России. Представляли новый фильм Банникова и в Севастополе, городе русской воинской славы.

Название фильма словно пародирует название ленинской работы, хорошо известное старшему поколению: «Лучше меньше да лучше».Лучше иметь бюст поменьше в духе современных стандартов, и чтобы мужчины не бросали плотоядные взгляды, в постель не тащили при каждом удобном случае. Это одна женская история.

Лучше иметь бюст больше, чтоб было что показать, чтобы хоть кто-нибудь из мужиков клюнул. Как известно –грудь самая красивая и сексуальная часть женского тела.И это уже другая история.У обеих молодых женщин, стремящихся на прием к модному пластическому хирургу,свои аргументы,они достаточно уже настрадались в личной жизни.

Что лучше? - меньше или больше? Но фильм, конечно же, не об этом. Его жанр обозначен как сатира, и вся история с бюстом и очень расхожим образом стареющего красавца доктора– лишь повод поговорить о серьезных вещах.О той усредненной посредственности (слова однокоренные) «средний»),в какую мода, реклама и идеология ( нам только кажется, что она отсутствует) постепенно превращает индивидуум. О том, что дело не только в строе ( о,как мы любим поругивать прежний!), но больше и прежде всего - в нас самих. Мы из кожи вон лезем, чтобы быть как все. Ничем не выделяться из стаи. Никто не желает быть гадким утенком - да никто и не верит, что из него в конце концов   вырастет прекрасный лебедь.

Параллельно с линией двух женщин (актрисы Жанна Воробьева и Елена Соловьёва выглядят убедительно, в чем-то даже переигрывая актеров-мужчин) развивается еще несколько линий. Интересный режиссерский ход с театрализованной античностью. Такие приемы в фильмах бывали , они не режут наш глаз своей нарочитой некинематографичностью.

Предельно понятны идеи автора,касаемые оставшихся за пределами бывшего Союза, в лоскутных государствах соотечественников, о других болевых точках.Остро звучит высмеивание диссидента с «недельными носками», кликушество толпы, поднявшей на знамя оппозиционеров прошлого режима.Только вот не стоило брать для этого  имя, себя ничем не запятнавшее – фактически, моральный символ нашего поколения.

Помню себя тогда. Нам грозно внушали на всех уровнях, что Солженицын - изменник,«предал родину». Увы,в какой-то момент я почти в это поверила. Мы даже в библиотеке для слепых(!) старательно списывали и «изымали» первую в стране повесть в  о сталинских лагерях.По приказу свыше, разумеется. Но собственную книжку «Один день Ивана Денисовича», изданную в последний хрущевский год на плохонькой газетной бумаге, я тайно хранила все те годы среди толщенных, лощёных томов дозволенных авторов, рискуя быть подвергнутой остракизму.

Киноэпизод с «училкой», представляющей Сталина монстром , «пожиравшем людей», царапает своей примитивностью. Совсем не обязательно рассказывать небылицы новому поколению, достаточно постоянно высмеивать нашу историю, ее лидеров, ее символы, чтобы превратить молодежь в Иванушек Бездомных и Безродных,корней своих не помнящих и знать их не желающих (добро бы только советский период!..) Идеологи  действовали более изощренно. Им хватило всего двадцати лет.

В фильме есть очень удачные эпизоды.Как сатира на так называемый дамский роман, самое убое чтиво, какое  можно вообразить.Есть сцены, замечательно переданные актерски. Например, встреча Полины с мужчиной ее мечты .Она двусмысленна и тонко эротична в каждом ее кадре.А вот сцена в ванне с внезапным приходом законной любовницы напоминает осетрину второй свежести.Форма здесь отстает от содержания.

Чтоб высмеять пошлость, надо быть смешным и совсем не надо тоже быть пошлым.В эпизодах с телешоу пошлость порой перекрывает иронический смысл,заложенный в него авторами. На великую глупость и подлость нашего времени  нужна адекватно мощная и талантливая сатира.А фильмы такие нужны, подоплека их очень узнаваема. Ниже приведу высказывания зрителей, солидарных с фильмом.

*Пока искушенный зритель хает громкое российское кино, за кулисами снимаются маленькие, некоммерческие, никому не известные, но очень душевные фильмы с пометкой «артхауз». Неправда, что у нас в стране нет хорошего кино, оно есть, но его нужно вывести на должный уровень и пустить в прокат, тогда и мы займем достойное место в мировом кинопроцессе. Как Франция отличается легкими комедиями, Америка — истошно-патриотическими блокбастерами, Южная Корея — изощренными триллерами, так и Россия может стать центром мирового «неправильного» кино, поскольку это снимать у нас получается лучше всего. Благо, менталитет и та самая сложная загадочная русская душа позволяют.
*Картина Дениса Банникова «Больше-меньше» — именно такой фильм, снимать который у нас получается. Глубокий, умный, трагичный, парадоксальный. Некий абсолютно сумасшедший памфлет на тему самосознания и, конечно, любви.

*Вчера был на премьере (в рамках ММКФ) фильма "Больше - меньше" молодого режиссёра Дениса Банникова.Фильм, конечно, местами затянут. И слишком театрален (впрочем, и родился из театрального спектакля). Но некоторые эпизоды очень остроумны. Там и актёры играют гораздо лучше. И ещё фильм слишком плакатен (публицистичен).Но самое главное - это по нынешним временам абсолютно диссидентский фильм. Во-первых, он показывает, как пострадали русские в бывших союзных республиках при распаде СССР. Во-вторых, издевается над молодым  поэтом-самиздатовцем, который по неделе не меняет носки. В-третьих, прямо обличает всю постсоветскую "антисталинскую пропаганду" (в её демагогичности и абсурдности).

*Античность, семидесятые в СССР и наши дни — в этих эпохах разворачиваются события «Больше-Меньше». Как выяснилось, все эти времена связывает тоталитарный государственный строй и попытки государства подогнать личность под шаблон «среднего человека», ведь только такой человек максимально удобный «материал». Героини фильма встречаются в клинике пластической хирургии. Маленькая грудь Тани не даёт ей, как она сама думает, жить счастливо. Личная жизнь никак не сложится, душевные порывы никого не волнуют, на профессиональном поприще также не везёт. Таня — журналист, но её пламенные правдивые тексты никому не нужны… Героини хотят изменить грудь, желая изменить жизнь, но в итоге понимают, что нужно изменить сознание. Казалось бы, банальный сюжет. Но здесь красной нитью проходит извечный сюжет о том, что человек — винтик в государственной машине, том самом тоталитарном строе, который никуда не делся, а лишь сменил название. И так было во все времена.

                                                                                                                      Записала Ирина Крайнова,  фото автора (картина Виктора Чудина)

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments