irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Театр драмы им.Слонова. Премьера "Мой бедный Марат"

 

                           БЕДНАЯ ЛИКА
В нашей драме поставили культовую арбузовскую пьесу «Мой бедный Марат».
Уж сколько поколений выросло на этом замечательном тексте о любви. В 1964 году Алексей Арбузов пишет   одну из  своих последних пьес -  пьесу «на троих». В первом полугодии 1965 года   она шла  уже в 45 театрах страны,   через два года «Мой бедный Марат»  назван лондонскими критиками «пьесой года»,  за два года  она  поставлена в  30 театрах Англии. У нас впервые  появилась в московском  Ленкоме в январе  того же года в режиссуре  легендарного Анатолия Эфроса, с Александром Збруевым, Ольгой Яковлевой, Львом Круглым. Был не менее знаменитый спектакль в театре Ленсовета, где Лику играла   неподражаемая Алиса Фрейндлих.Время показало, что сентиментальный Арбузов (  «Марата» тогда  разругали в «Правде»),несмотря на  приметы эпохи  в его тексте, писал о темах вечных, самая вечная из которых – любовь. Так и представляют  теперь пьесу в театре Моссовета – на белом фоне,в белых одеждах, отбросив  все временные меты.
Не то Владимир Берзин, поставивший у нас.Он - ученик Эфроса и Васильева, и время такой же герой его рассказа, как  тройка действующих лиц.  Громадный буфет, похожий на  корму корабля, ретроодежда, ретроприческа героини, , плакаты( картины?) атлетически сложенных людей, кадры советской кинохроники, возникающие в круглом старинном окошке, которое, если приглядеться, и не окошко вовсе -  точно прицел снайперской винтовки. Старый вальс, всплывающий  фоном. Мелодии из той, довоенной поры,  а лейтмотивом - бодрящая  увертюра к «Детям капитана Гранта». Чуть ироничное и вместе с тем  мягкое отношение  к поре молодости наших родителей и  родителей их  родителей.
Но  что  же под прицелом в этой нехитрой истории, где трое  совсем юных людей встретились однажды в блокадной ленинградской квартире, в разбомбленном ледяном доме,  спасали  друг друга, выживали , стали больше, чем родными (их отношения сплелись в запутанный клубок, разрубить который бессильны и меч, и время)?Страна ли, улыбающаяся и марширующая  под печально знакомыми «сияющими голенищами», ленинградцы ли, выживающие в этом  огненном аду под вой сирены, сердца ли трех, впервые узнавших это сладкое слово любовь?
Скорей, последнее.Не любили бы там , не ставили бы так долго у нас Арбузова. Кудесник театра Эфрос  отбирал именно такую драматургию для своих  волшебных штудий.   У театра же Берзина  (читай, Васильева: ученик до сих пор работает в ШДИ-  театре, созданном Мастером) - на первом месте текст, уважительное отношение к слову как таковому. Как-то  наш постановщик сказал, что  « существование в ЧУВСТВЕ превращает СЛОВО в междометие, уничтожает какой-либо в нем смысл, кроме самого чувства, в котором существует актер…Чувство в театре – это замечательно, но это приправа к основному блюду». Что для «Бедного Марата»   очень подходит, так как словами его герои - остряки Марат и Леонидик,и скорая на  ответы Лика, просто –напросто играют,   ловко подавая  и отбивая подачи.
«Леонидик. Это кто на гитаре играет? -Лика. Сосед на балконе. Он лирик. -  Марат. Лихо исполняет. - Лика. Он и романсы поет. - Марат (показал на Лику). Влюблен? - Лика. Страшным образом. Ему шестьдесят скоро. -  Леонидик. По нынешним временам - жених. Руки-ноги есть».
Самый искренний в этой тройке Леонидик, он откровенно говорит Лике о своей любви  : «Я без тебя пропаду. Ты для меня сестра и мать. Весь белый свет». Лика влюблена в   отчаянно смелого Марата,  чувствует его ответную теплоту,не может не чувствовать, как женщина. Но женщина любит ушами, а  поэт-лирик Леонидик говорит  и говорит ей о своих чувствах.Вечная  же присказка Марата: « сказал бы тебе, да не скажу». И даже в самый важный момент, когда решается его судьба, «друг народа» обещает сказать о своей любви …когда-нибудь потом.Вот еще  почему она остается с эгоистичным, привыкшим быть  центром мироздания Леонидиком ( вспомним, как  не мог   простить он  «предавшую» его мать).
Уступил ему Марат, ушел из  мужского благородства? Не так прямолинейно. Есть еще его невероятная гордость и цельность.Мальчишескую   фантазию  о пойманном диверсанте он превратит  в самоцель  -   станет разведчиком, вернется с золотой звездочкой  Героя…Но он не любит «толкаться», проживет как-нибудь и один... Марат в исполнении Максима Лактионова тонок,красив ,похож на вечного мальчишку, что соответствует тексту, и -несколько инфантилен. Всегда ровные интонации в голосе Лики – Екатерины Ледяевой  больше отвечают   режиссерской задаче ( чувство -приправа к основному блюду), чем  логике роли.Наиболее убедительна актриса  в первом акте, где  она еще совсем девочка, встрепанный воробышек, защищающий свое право на жизнь в голодном, умирающем городе,в  чужой,уцелевшей от бомбежки квартире. А вот  Леонидик Григория  Алексеева – философ и наблюдатель жизни –существует весьма комфортно в границах очерченного  им образа.Как всегда, уютно устраивается в жизни  и его герой.
Мудрее всех оказался  максималист Марат, призывавший их не растерять идеалы юности.Это он  скажет Лике, что самый   главный враг себе  – она сама. Оставшись с нелюбимым человеком, она предала  и свою мечту –спасать мир от страшных болезней. И вышел из нее замотанный буднями врач поликлиники.Кто же бедный в этой истории, где у всех на языке «бедный Марат»? Лика сама бедная и есть .Мечется между двумя мужчинами  - к одному   тянет непреодолимо, бросить другого  не позволяет гипертрофированное чувство долга . «Человек всегда должен всем жертвовать для другого», - очередная  ее назидательная  фраза ,  словно  вычитанная из газеты  «Правда».
Порастеряли  свои идеалы  и  ее друзья –умница  Леонидик стал каким-то второсортным поэтом, чьи книги  « разбросаны  в  пыли по магазинам»,  отказался    от  своего счастливого билета - какого-то  невероятно  дерзкого моста   и удачливый, бесшабашный Марат.Почему же  не тяжестью ,а радостью так  веет от первых сцен пьесы, спектакля, хотя  и   блокада,   и смерть на каждом шагу,   и  вымезший, точно вымерший  город?  Да потому что юность, потому что  жажда жизни, пробуждение  неизвестных чувств, неведомых сил.
И после сильнейшей мизансцены, когда голодный  замерзающий Леонидик ползет за   растопкой , которая  замаячила перед ним  на горизонте, столько юмора и теплоты в последующих  сценах…«Мне нравится ,что можно быть смешной,//Распущенной,и не играть словами //И не краснеть удушливой волной,//Слегка соприкоснувшись рукавами». Они и играют, все трое – смешно, самозабвенно, по-детски.
Тяжесть нарастает к последней сцене.Блокадные  дети выросли, им  пора принимать решения.Первый раз  признается в своей слабости  всегда сильный Марат : «Мне очень плохо. И если уж я пришел... все. (Почти грубо.) Я не к тебе... Я к вам обоим пришел». Сказочно счастливый финал, где Леонидик тайно  вызывает с далекой стройки друга-соперника, а сам, решив начать новую жизнь, аккурат в новогоднюю ночь, тихо исчезает в метельной круговерти …психологически не  слишком оправдан.  Если б пьеса писалась в наше время,  драматург наверняка закончил бы ее скучно,приземленно, как  скучна наша обыденная жизнь.К счастью, Арбузов не дожил до поры всеобщего нигилизма и   авторской волею  волшебно соединил влюбленные сердца. 
Эфрос, поставивший  свой дивный спектакль, где кружева  и оттенки чувств плетутся пленительной Ольгой Яковлевой, навеки  закрутившей вокруг себя двух неординарных мужчин, признавался потом: «Между тем теперь, только теперь, спустя много лет после постановки, я понимаю, что к этому финалу нельзя было подходить столь натурально. Это был у Арбузова как бы момент мечты, момент сказки, и надо было оторваться от стилистики второго акта и вдруг перевести спектакль в совсем иной, неведомый план».Эфрос был  излишне самокритичен. Он  умел перевести спектакль «в неведомый нам план» гениальности.
В своих «Сказках старой коммуналки» автор учит не бояться мечтать и жить по таким же меркам. Когда это происходит с  возвышенно прекрасной Ликой Ольги Яковлевой, иного и не ждешь.Лика в нашей версии (  в составе, который, я видела) сохранила в себе обаяние  чистоты  и детскости, но женской манкости тут ждать неоткуда.Возможно, из  опасения перед режиссерским жезлом: как бы чувство не уничтожило смысл, наши  ребята здесь недобирают. В любом случае история вышла  добрая и   трогательная .                                    
  И  снова звучит победительная мелодия из  Дунаевского...Он ведь тоже писал советские сказки.
                                                                                                                      Ирина Крайнова, фото с сайта театра

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments