irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКА книжной графики



                                           В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
Отдыхают театры и концертные организации. Но продолжает удивлять выставками Радищевский музей.
Его фонды воистину  неисчерпаемы.В художественном музее открылась небольшая и очень интересная выставка «ШТРИХ И СЛОВО» .
Это продолжается цикл выставок «Графический альбом». В Год Литературы  экспонируются около ста листов русской книжной графики XX века  по произведениям Гомера и  Гофмана, Бальзака, Мопассана, и  Роллана, Пушкина и Достоевского, многих других.
Работы выполнены знаменитыми художниками начала века Бенуа и Митрохиным – создателем традиции книжного оформления «Мира искусства», а также   лучшими московскими и ленинградскими книжными графиками 20-60-х годов Фаворским,  Рудаковым,  Милашевским, Кибриком, Поляковым (трое  из них связаны с Саратовым), Кравченко,   и   последних десятилетий  20-го века - Константиновым,  Бисти, Бурмагиной.
Здесь есть великолепные  иллюстрации Александра Бенуа к  «Пиковой даме». Два эскиза ,один из который вошел в это значительное издание 1911 года   (типография поставщиков Двора Его Императорского Величества) –верх выразительности  при внешней простоте. «Сезанном современной ксилографии» называли Владимира Фаворского .В экспозиции   миниатюрные, но очень выразительные  работы мастера к  библейской «Книге Руфь», к «Домику в Коломне», «мощные по силуэтной пластике и насыщенной тональности листы к рассказам  Пильняка». Это уже  30-е годы.Завершают   творчество художника  иллюстрации  к «Маленьким трагедиям» Пушкина (к.50-х – н. 60-х).
Другой известный мастер книжной графики Алексей Кравченко насыщенно творил    в 20-30-е годы.  Экспрессивная манера художника оказалась  созвучна творчеству   писателей-романтиков. Запоминаются его ксилографии к последнему  большому роману Гофмана «Повелитель блох» .Динамика и выразительность поражают в этих работах.
Михаил Поляков создал классические иллюстрации к  «Пиковой даме» в 60-е годы.Он же  рисует  «рукописные книжечки»,  по отдельным стихам- текст тоже сделан  от руки.
Не только ксилография , но и литография (гравюра на камне)  представлена на  этой превосходной выставке. Владимир Милашевский показан листами из Салтыкова-Щедрина - «Господа Головлёвы» -и  «Пошехонская старина» Как пишет искусствовед Боровская, «художник отказался от привычного восприятия образов в гротесковом ключе, акцентировав в ряде листов тягостную, даже мистическую атмосферу. В той же раскрепощённой технике выполнены иллюстративные циклы Адольфа Кибрика(1906-1978) к «Кола Брюньону» Р. Роллана и Константина Рудакова к произведениям Ги де Мопассана.В последних в образные характеристики врывается свободный дух французского искусства в стиле Тулуз-Лотрека и Дега».
Хорошо известные детям прошлых лет литографии Ксении Клементьевой к  популярной тогда детской книжке Мэри Мэйпс Додж «Серебряные коньки». Лиризм  европейской зимы отвечает мягким линиям, которую дает камень.
У мастера иллюстрации Андрея Ушина возникает образ Петербурга  Достоевского города-«призрака», города темных унылых кварталов и узких мрачных домов. А еще - наброски вологодской художницы Генриетта Бурмагиной, великолепные  ксилографии Дмитрия Бисти , продолжателя традиций  своих именитых предшественников ( «внук Фаворского», как его назвали).  Два великих авторских эпоса - памятники мировой и русской литературы - «Илиада» и «Слово о полку Игореве»  проиллюстрированы  лаконично и чрезвычайно эмоционально.Два цвета  - черный и  красный  -вместе с белым  фоном страницы создают настроение тревоги печали,раматизма, нарастающего с каждой страницей.Апогей – полное солнечное затмение, как зловещее предзнаменование. Затмение повторяется  в книге по нарастающей, оно  даже вынесено на ее титул .
-Книжная иллюстрация существует для меня только тогда, когда художник становится на равный уровень с писателем, - говорил Бисти  Все значительные мастера книжной графики  могли разговаривать  на одном языке с великой литературой. Но вначале все же было Слово.Они это хорошо понимали,работая с выдающимися текстами.
                                                                                                                                           Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments