irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

МОСКВА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ.НОВЫЙ МУЗЕЙ ЗВЕРЕВА




                                                  АЗ ЕСМЬ ЗВЕРЕВ                  
В  конце мая в Москве открылся новый музей –  музей А З ( Анатолия Зверева),  через несколько дней, едва ступив на  вокзальный перрон,я направилась туда.
Про Зверева, которого называют «ужасным» , но любимым дитя московского андерграунда,  пишут, что он перешел  к культу чистого мазка и разработал  самобытный – темпераментный, даже буйный – живописный стиль, который  именуют «фигуративным ташизмом»,  «поскольку пейзажные, натюрмортные, портретные мотивы радикально преображаются здесь в стихийной игре красок, тем не менее сохраняя свой характер, свою предметную узнаваемость». Еще Зверева определяют, как «звено между русским авангардом и постмодернизмом».
Родился в Москве 3 ноября 1931 в семье инвалида гражданской войны, мать  рабочая. Учился в школе рисованию  у художника-графика Николая Синицына (ученика Остроумовой — Лебедевой). Поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года,  но через год  был исключен за свое «богемно-анархическое поведение», как скромно сообщают источники. Ныне его работы представлены в Третьяковской галерее, Музее современного искусства в Москве , в Метрополитен -музей в Нью-Йорке, в  других собраниях.

Вот один любопытный факт из его творческой жизни. В  1957 году в Москве проходила конкурсная выставка Международного фестиваля молодёжи и студентов. Председатель жюри, выдающийся монументалист Сикейрос, присудил золотую медаль 26-летнему Анатолию Звереву. «Богемно анархиста» не допустили к конкурсу с самого начала. У него не было диплома. «Чтобы хоть как-то приобщиться к миру художников, он устроился на работу в ЦДХ (Центральный дом художника) маляром. И красил целыми днями стены. Во время конкурса он зашел в… зал, разлил на пол два ведра краски, голубой и белой . И шваброй в несколько движений размазал эти два цвета по полу. Получился изумительный женский портрет.. Но советские чиновники … его даже уволили с должности маляра».
Выставку Зверева привозили  к нам в Радищевский музей, правда,очень давно.  А теперь ,к счастью, возник новый музей, и  в самом центре Москвы - на 2-ой Тверской-Ямской улице ( д. 20-22, стр 2).Основан коллекционером и меценатом Наталией Опалевой и арт-куратором Полиной Лобачевской .В основу коллекции легло личное собрание Опалевой. В 2013 году дочь знаменитого коллекционера Георгия Костаки Алики подарила Музею более 600 работ Зверева и архивных материалов из собрания своего отца. Сегодня в фондах музея более 1500 работ Анатолия Зверева и свыше 500 работ художников его круга - нонконформистов (Плавинский, Немухин, Рабин, Краснопевцев и многие другие).
Выставки будут меняться каждые 4 месяца, представляя  все новые циклы и  направления творчества Зверева (автопортреты,  портреты, анималистика, супрематика, пейзажи, натюрморты, иллюстрации к великим книгам). Первая выставка посвящена биографии художника -  в автопортретах и портретах  его окружения. В новом музее, сделанного по последнему  слову галеристов Европы, в уютном фойе,у широкого экрана с видеосюжетами на тему жизни и творчества художника,  встретила элегантную даму в  изящной соломенной шляпке . Им у нее королевское - Маргарита.В прошлом жена режиссера Ленфильма, тоже режиссер и актриса.
Она дружила с  художником, мятежный  дух которого гнал его из дома неизвестно куда – в ночь, к случайным собутыльникам. Ночевал на лавках в скверах.Приходил к ней грязный, мокрый, несчастный. Она давала ему новую одежду, кормила,  сушила  - он благодарно рисовал ей.
Зверев действительно любил вдову поэта Асеева, хотя она была старше его на 38 лет. Оксана Асеева и в старости обладала утонченной внешностью, оставаясь его музой до  самой своей смерти. Ее  воздушные портреты, решенные порой двумя основными цветами –  в коричневых и синих тонах – совершенно пленительны. Маргарита много еще чего порассказала о необычной фигуре  этого художника. Готовит к изданию книгу.
                                                                                                                                                             Ирина Крайнова


О  ЗВЕРЕВЕ
«…Глядя на его работы, трудно представить, что он создавал их за считанные минуты, пуская в ход не только традиционные кисти-краски, но и все, что под руку попадется, – свеклу, веник, сапожную или зубную щетку, творог, воду из-под акварельных красок…В дело шли бумага, картон, холст, тряпки, деревяшки. Он мог рисовать и красками, и зубной пастой, и окурками. Для него как бы не было преград….»
------------------
«Каждый его мазок – наслаждение, живописцы такого калибра рождаются только раз в столетие» ( Роберт Фальк)
«Это лучший русский рисовальщик» (Пабло Пикассо)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments