irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

САРАТОВСКАЯ АКАДЕМДРАМА. ГАСТРОЛИ Дагестанского театра

         

                                               ЗАХОД БЫЛ БУРНЫМ

Даже очень. А что еще можно было   ожидать от театра , который хоть и носит эпитет  «русский», но составлен   актерами -темпераментными сынами Кавказа?
На обменных гастролях в Саратовской драме побывал старейший Дагестанский  русский театр ( 89-й сезон). Гастроли открылись хорошо известной  драмой Гауптмана «Перед заходом солнца». Она была очень популярна в прошлые годы. Также гости  показали музыкальную сказку про Аладдина, полную приключений и превращений, и притчевую во многом «Дорогую Памелу».
На открытии художественный руководитель театра (он же постановщик Гауптмана)  Скандрабек Тулпаров с восточной красивостью произнес спич и щедро одарил театр в лице его худрука Григория Аредакова.В ответ  дагестанцы получили невиданных размеров саратовский калач.
Почему театр снова и снова обращается к этой, не самой «легкой» пьесе? Постановщик отвечает на этот вопрос:
«Сегодня, как и сто лет назад, эта история странной любви 70-летнего мужчины и 20-летней девушки по-прежнему волнует и восхищает. Сущность драмы заключается в том, что наследники Маттиаса Клаузена, из которых иные его обожают и перед ним преклоняются, не хотят и мысли допустить об этом «ужасном браке».

Видела я когда-то   спектакль в исполнении ведущих артистов прошлого, но  смотрелся он как-то скучно и ненатурально в некоторых местах. Тогда еще не было принято , чтобы старики увлекались молоденькими женщинами.Другое дело сейчас, когда то и дело слышишь, как медийные лица связывают свою жизнь с избранницами  на 60 лет моложе себя.Но как это показать на сцене, чтобы у зрителя не возникло чувство неловкости и отторжения, вполне законное для такой щекотливой ситуации?
Скажу сразу, что нашим гостям удалось избежать всех подводных камней. И «виной» тут та мера свежести и искренности чувств, которая в театре постмодернизма с его разъедающей иронией  давно утрачена.А у дагестанцев  осталась! То ли отдаленность от главных театральных центров сказывается, то ли дело  в другом менталитете. Но актеры ( а состав очень сильный) играют здесь  еще «по Станиславскому», психологически выстраивая отношения и диалоги между собой.Выглядит это немного наивно, кое-где излишне пафосно, но в целом убедительно. Есть здесь  заслуга режиссера, который неожиданно поставил Гаптмана, как очень динамичную пьесу, с неожиданными поворотами. И конечно, двух главных героев –  «великих стариков» своего театра, как я понимаю.Это народные артисты России Айгум Айгумов в роли Маттиаса Клаузена и Юрий Колчин в роли  спасшего его доктора Штайница.
У них прекрасный дуэт, это друзья по пьесе и  понимающие друг друга  без слов партнеры.Они так еще по-мужски сильны и харизматичны, что совершенно понимаешь юную Инкен  (очаровательна в этой роли Ю. Майорова), всерьез влюбившуюся в тайного советника, почетного гражданина , отца большого семейства.Обаяние  Айгумова в роли Маттиаса,  его эмоциональное воздействие на окружающих безгранично.Стоит вспомнить столик, который он в порыве гнева роняет вместе с зарвавшимся адвокатом - старик помнит его  еще мальчиком! Выглядела эта «акция» совершенно спонтанно.
И еще несколько таких вспышек дождемся  мы  от Маттиаса , и увидим его юношескую шаловливость  в пору их недолгого швейцарского счастья… Всё – к концу пьесы это усталый от борьбы за  личное  счастье человек,  уже принявший свое  нелегкое решение.Много  других удач в спектакле. Очень хорош и любимый сын Клаузена Эгмонт (А. Степанов). Но права Инкен: его отец – один такой,  подобных ему  нет.
В спектакле много танцуют (иногда неоправданно много),  художник /Б.Голодницкий/ легко трансформирует пространство с помощью  прозрачной мебели с высокими спинками, за которой  так хорошо укрыться от отцовского гнева; трагическая музыка рождается незаметно и нарастает к финалу…Это действительно очень большая работа коллектива.Жаль, что  не удалось посмотреть  другие  спектакли театра.
                                                                     Ирина Крайнова , фото Элеоноры Белонович и с сайта театра


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment