
ГОРОД У НАС РАЗНЫЙ
Нежный, пепельный, с плывущим небом и куполами церквей, и яркий, звонкий, праздничный, и светлый, строгий, геометричный – уж кто какой видит.
В один из праздничных дней - Дней города в Саратовском отделении Союза художников России открылась выставка «Город любви и надежды». Еще можно было ее назвать «Лица города». В экспозиции непривычно много портретов. Но какой же город без его людей – художников и искусствоведов, писателей , артистов, фотографов?
На открытии председатель Саратовского отделения Николай Бунин сказал (куратор выставки – художник Александр Котов), что эта «портретная галерея» – как бы репетиция к большой выставке портретов, которая откроется в октябре. Участие в ней примут и меценаты, которые будут поощрять лучшие работы художников в нескольких номинациях.
Искусствовед из Радищевского музея Елена Дорогина отметила это как начало серьезного проекта, поскольку «давно в этих стенах не было такой масштабной выставки, которая показывает очень серьезный срез саратовского изобразительного искусства…Наряду с реалистическими работами есть работы, выполненные совсем в других манерах - что в пейзажах, что в портретах».И подчеркнула , что если встречи со студентами, школьниками, самой широкой аудиторией, мастер-классы будут здесь постоянно, то площадка, принадлежащая Художественному фонду, станет одной из центральных культурных площадок Саратова. И саратовская школа живописи станет, наконец, настоящим культурным брендом города.
Многие художники захотели поучаствовать в этой выставке. И хотя работы очень неровные по уровню мастерства, вернисажи в СХ заметно уходят от стилистического однообразия, а это очень важно. Да, город на картинах разный, и разные в нем живут люди. На давнишних портретах – совсем еще девочка художница Лада Валькова ( портрет Натальи Чечневой) , и тонкий , неузнаваемо юный Бунин ( работа его жены Ирины, которая тоже окончила наше училище).И совсем уже другой Бунин – зрелый, немного усталый, с глубоким взглядом. Это уже портрет Марины Милавиной. Здесь еще много ее работ – сходство со своей моделью художница ухватывает точно …
… Динамично и графично поданная дама в шляпке, рядом, лишь силуэтно, мадам с собачкой на улицах старого Саратова. Суховатое,в духе 60-х годов, письмо на портрете Сергея Кондратьева. С ним соседствуют броские, эффектные, многоцветные лики Анны Леонтьевой. Пустошкин работает красочными пятнами, у его рыбаков красноречивы даже спины. Экспрессия и укрупненность выделяют произведения Моисеевой. Традиционные просторы Волги в исполнении Лавриненко и Маркушиной сменяются яркой хвалынской осенью Григория Маскаева. Особый город у художника Григория Залиняна – со светоносным небом, с выплывающими из дымки торговыми рядами .У Елены Панферовой – он белокаменный, могучей кладки, с господствующим над ним самым старым собором со святыми ликами.
Геннадий Панферов пленяет затейливой игрой цвета. Тревожным алым окрашен фон картины в «Прощании славянки» . Гармонист не повернут лицом к зрителю – он играет свой «последний парад». Неожиданно подан облик известного саратовского коллекционера– львиной гордой головой , что сродни древнегреческим философам , он пронизан цветными ниточками, усилен цветоносным фоном ( рождается как бы изнутри самого холста от чародейной панферовской кисти) .Андрей Солдатенко , привычный нам по довольно реалистичным пейзажам, отважно экспериментирует и с цветом, и с формой,и с композицией.
Один из самых удачных портретов– нарядный , выразительный портрет художника Андрея Ванина, узнаваемого мгновенно (Людмила Маханькова). Вячеслав Морковин - не живописец, но его графические работы обладают тем, что дается далеко не всем портретистам: в лицах его героев читается – сила, характер, судьба, наконец. «Рубленое», как из скалы, лицо персонажа сурово и энергично, за ним стоит вся его прожитая жизнь.
Да, действительно очень интересная выставка.
Ирина Крайнова

