
МУЗЫКАЛЬНАЯ, ХРУСТАЛЬНАЯ ЗОЛУШКА…
У нас в Теремке премьера сказки , да не простой, а волшебной. Первая в сезоне
Кто с детства не любит эту волшебную сказку, где тыква на глазах превращается в золоченую карету, шесть белых мышей в шестерку лошадей, толстая крыса –в солидного кучера? Тем более их любят малыши.Известный драматург и сказочник Тамара Габбе написала сотую вариацию вечного сюжета про Золушку и Принца - "Хрустальный башмачок".А главный режиссер нашего кукольного театра Геннадий Шугуров ее поставил.
Мы помним киношный вариант,снятый по пьесе Евгения Шварца. У Габбе Король еще не овдовел, он очень стар и не так обаятелен, как в шварцевской сказке. Золушка здесь - круглая сирота, умер и ее добрый безвольный отец, Мачеха с дочками, рыжей Жавоттой и косой Гортензией, полностью ее закабалили.Не слишком справляется уже мамуля и со своими злыми сварливыми дочурками: то и дело дерутся.И еще тут есть шут, который, как водится, куда умней короля. «Но на твоем месте я бы все-таки взял с собой дурака. Он никому не позволит тебя одурачить», - советует шут принцу.
Сказка у Габбе смешная, трогательная и - куда менее известная, чем шварцевская. Что уже интересно. Распахивается занавес,и мы видим маленький живой оркестр – высоко-высоко над декорациями.Что тоже здорово. Квартет студентов консерватории иллюстрирует сказку чудесной ,лиричной музыкой Прокофьева к одноименному балету.
Декорации же поистине волшебны. Нечто изящное, напоминающее карету внутри - со множеством часовых колесиков по сторонам; они , конечно же, начинают вращаться. Раздвижные ширмы, изображающие то старинные гобелены господского дома, то затканные атласом стены дворца. Хороши и куклы, которые выполнены по эскизам талантливого художника-постановщика Александра Ечеина, (а не персонажи «комиксов», которые мы видели в прежних постановках).Очень хороша Золушка с тонким, нежным лицом и глазами –звездами (играет ее трогательно Светлана Усова).Она даже лучше, чем ее копия в бальном платье, обезличенная высокой укладкой. Нивелируют одеяния и прически и Мачеху ( хороша, как всегда, здесь Татьяна Кондратьева) с дочками, и даже Фею…И кто-то из маленьких зрителей крикнул на весь зал: «А это Мачеха пришла!» Но ведь в пьесе ее не перепутаешь, она «оказывается в том пышном наряде, который спокон веков носят все феи: в платье, вышитом звездами, в длинной мантии, в остроконечной золотой шапке».
Куклы выбраны марионеточные, что большой плюс для театра. Как известно, марионетка – самый выразительный и трудный вид кукол .Кое-где артистам пока не удается заставить их ходить, прекрасный Принц почему-то вообще передвигается на полусогнутых.Но это дело времени и - техники. Зато: как выразительны пары танцующих, соединенные одной вагой, и порхающие над влюбленными амурчики, и белая мышка, превращенная в стройного коня (тут дети даже зааплодировали). Правда, чудес могло быть побольше. Сюжет к тому располагает. Как, если не кукольными средствами показать такой момент:Фея взмахивает палочкой.Повинуясь её повелительному движению, из горшков поднимаются кусты белых цветов. Ветки и стебли их на мгновение скрывают Золушку. Когда они снова раздвигаются, её едва можно узнать в пышном белоснежном наряде.
Но и так сказка получилась красивой, изящной.Режиссер сократил чересчур длинный текст, убрал малоприятные ссоры и драки сестриц. Правда, вместе шута он вводит маски его излюбленного театра дель арте.Но куклы эти очень маленькие, движения у них суматошные, слышно их плохо. И если уж такая острая необходимость присутствия масок чуть ли не в каждом спектакле (как не может и репертуарный театр обойтись без сбивчивых рыданий Заречной : «Я –чайка!»), то хотя бы они были «в живом плане». И куда лучше «держали» бы зал.
Играют же актеры точно,а «актеры под сценой» еще и очень хорошо работают со сложной механикой спектакля.