
ВЕЧНЫЙ ИСКУСИТЕЛЬ
В театре оперы и балета состоятся премьерные показы оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан».Так открылся новый сезон.
Одну из величайших опер Моцарта поставили дирижер,лауреат Государственной премии России Юрий Кочнев и режиссер ,лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Георгий Исаакян (Москва ). Называлась она когда-то «Дон Жуан, или Наказанный развратник». Но поскольку главный герой давно стал именем нарицательным, разъясняющие характеристики уже не требуются . Как написано в пресс-релизе к спектаклю, не так уж он примитивен.«Он обаятелен, отважен, невероятно оптимистичен и полон жизненных сил в любой ситуации».А вот как трактует своего героя постановщик саратовской версии:
«Каждая эпоха создает своего Дон Жуана…Когда-то было актуально его стремление к свободе, в другое время — принципиально важно влечение Дон Жуана к гармонии, и наконец, к нему привлекала его открытость к наслаждениям... Сегодняшний мир, при том, что он достаточно откровенный, практически разрешающий в частной жизни все, — на самом деле ханжеский, бесчеловечный. И в этом смысле Дон Жуан для меня — один из столпов гуманистической европейской культуры. Он — человек ренессансный, для которого существует небо, земля, красота. … Один пласт спектакля — гуманистический. Другой — психологический, все мы дети своего травмированного детства. ..Третья история о том, что люди часто откладывают жизнь на потом… Дон Жуан каждую секунду проживает как последнюю».
Умный, чуткий режиссер, пожалуй, сказал все и об изумительной по глубине и силе оперы Моцарта (она гораздо больше своего комедийного клише), и о главном ее персонаже, и о своей трактовке произведения. А впечатление она, тонко разработанная им драматически, вкупе с прекрасной музыкой, красивыми ариями, чудным итальянским языком и хорошей игрой артистов производит сильное. Вот еще только идет музыкальное вступление, а неисправимый сердцеед уже носится с цветком по сцене, пристраиваясь то за одной ,то за другой красоткой.Он юн, рыж, хорош собой -артист Андрей Потатурин (видела на прогоне второй состав) . Жизнь и жажда любви едва проснулись в нем. Начинающему артисту в сложнейшей партии удается передать невероятную энергию и привлекательность героя. «Кто одной только верен, остальных обижает.//Сердце моё, полное огня и страсти, для женщин всех открыто», - ловко парирует тот все обвинения Лепорелло.Над вокальной же стороной роли надо еще поработать.
Легкомысленный хозяин велит слуге вести «учет» завоеванных им женщин. Еще одно нарицательное понятие из бессмертной оперы: так называемый донжуанский список . Лепорелло, сидящий прямо на пыльной улице , в вязаной шапочке и длинном артистичном шарфе , собственно, и начинает сценическое повествование (одна из главных удач– постановки комический образ верного слуги в исполнении Виктора Куценко).:« День и ночь изволь служить,//никогда не отдыхать,//зной и холод выносить,//плохо есть и мало спать!»- жалуется он на свое житье-бытье, пока его хозяин охотится за очередной «жертвой».
Еще одна большая удача спектакля – Донна Эльвира Татьяны Соболевой. Безупречно элегантная - что стоит только ее появление, как какой-нибудь кинокрасавицы времен итальянского неореализма : синее платье в белый горошек с широким красным поясом, красные туфли, широкополая вишневая шляпа- преисполненная праведного гнева на обманувшего ее любовника , но готовая снова поверить в его нежные чувства…Это , пожалуй, здесь одна из самых сильно исполненных партий – я видела второй состав. Безупречен и мужественный герой Виктора Григорьева (Командор). В отличие от привычной нам пушкинской версии знаменитый распутник убивает не мужа Донны Анны, а ее отца. И та выступает главным мстителем (лауреат Международных конкурсов Вера Паньшина).
Декорации к спектаклю сделаны художником-постановщиком, тоже лауреатом «Золотой Маски» Эрнстом Гейдебрехтом (Германия). Это подвижная конструкция, словно отлитая из металла, как отлит, видимо, и неколебимый характер героя, не боящегося ни бога, ни черта. То она - улица города, то дом Командора, то пиршественный зал в доме богатого распутника.В стенах множество мелких отверстий –пробитые навсегда сердца красавиц, им соблазненных, или следы пуль, посылаемых в него оскорбленными дамами и их кавалерами?
Дело в том, что действие из 17 века перенесено в наши дни, и вместо ожидаемых поединков на шпагах, которые илихой герой легенды так любил, в него целятся из очень маленького дамского браунинга. Смотрится это несколько смешно, как и короткие платья женщин в длинных статичных вокальных сценах. Вспомним ехидного Александра Сергеевича,давно сказавшего: «Люблю их ножки; только вряд ли //Найдете вы в России целой//Три пары стройных женских ног». И ведь опера – жанр только условно драматический.
-Желание театра переодеться в современные одежды вызвано только тем, что мы хотим, чтобы люди в зале сопоставляли себя с происходящим на сцене, - подчеркивал постановщик. Однако классика тем и сильна, что всегда умеет быть современной - в трактовке настоящих мастеров.Не сомневаюсь, что наш московский гость таковым и является. Финал спектакля – кара небесная, обрушившаяся на искусителя, - выглядит очень значительным. Грозной статуи Командора здесь помогает хор, поднятый на самый верх , в третий ярус.
Надо обязательно смотреть еще первый состав. Ясно одно - это большая и очень серьезная работа театра.
Ирина Крайнова
