irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Театр оперы и балета. Премьера "ДОН ЖУАНА"



                   ВЕЧНЫЙ ИСКУСИТЕЛЬ
В театре оперы и балета состоятся премьерные показы оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан».Так открылся новый  сезон.
Одну из величайших  опер Моцарта поставили дирижер,лауреат Государственной премии России Юрий Кочнев и режиссер ,лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Георгий Исаакян (Москва ). Называлась она  когда-то «Дон Жуан, или Наказанный развратник». Но поскольку главный герой давно стал именем нарицательным,  разъясняющие характеристики уже не требуются .  Как написано в пресс-релизе к спектаклю, не так уж он примитивен.«Он обаятелен, отважен, невероятно оптимистичен и полон жизненных сил в любой ситуации».А вот как трактует своего героя постановщик саратовской версии:
«Каждая эпоха создает своего Дон Жуана…Когда-то было актуально его стремление к свободе, в другое время — принципиально важно влечение Дон Жуана к гармонии, и наконец, к нему привлекала его открытость к наслаждениям... Сегодняшний мир, при том, что он достаточно откровенный, практически разрешающий в частной жизни все, — на самом деле ханжеский, бесчеловечный. И в этом смысле Дон Жуан для меня — один из столпов гуманистической европейской культуры. Он — человек  ренессансный, для которого существует небо, земля, красота. … Один пласт спектакля — гуманистический. Другой — психологический, все мы дети своего травмированного детства. ..Третья история о том, что люди часто откладывают жизнь на потом… Дон Жуан каждую секунду проживает как последнюю».

Умный, чуткий режиссер, пожалуй, сказал все и об   изумительной по глубине и силе оперы Моцарта (она гораздо больше своего комедийного клише), и о главном ее персонаже, и о  своей трактовке произведения. А  впечатление она,  тонко разработанная им  драматически, вкупе с прекрасной музыкой, красивыми ариями, чудным итальянским  языком и хорошей  игрой артистов производит сильное. Вот еще  только идет музыкальное вступление, а    неисправимый сердцеед уже носится с цветком по сцене, пристраиваясь то за одной ,то за другой красоткой.Он юн, рыж, хорош собой  -артист Андрей Потатурин (видела на прогоне второй состав) . Жизнь и жажда любви едва   проснулись в нем.    Начинающему артисту в  сложнейшей партии удается передать невероятную энергию и  привлекательность героя. «Кто одной только верен, остальных обижает.//Сердце моё, полное огня и страсти, для женщин всех открыто», - ловко парирует тот  все обвинения Лепорелло.Над вокальной же стороной роли  надо еще поработать.
 Легкомысленный хозяин велит слуге  вести  «учет» завоеванных им женщин. Еще одно нарицательное понятие из бессмертной оперы:  так называемый донжуанский список
. Лепорелло, сидящий прямо на пыльной улице , в вязаной шапочке и длинном артистичном шарфе , собственно, и начинает сценическое повествование (одна из главных удач– постановки  комический образ  верного слуги в исполнении Виктора Куценко).:« День и ночь изволь служить,//никогда не отдыхать,//зной и холод выносить,//плохо есть и мало спать!»- жалуется он  на свое житье-бытье, пока его хозяин охотится за очередной «жертвой».
Еще одна большая удача спектакля  – Донна Эльвира  Татьяны Соболевой. Безупречно элегантная - что стоит только  ее появление, как какой-нибудь  кинокрасавицы  времен  итальянского неореализма : синее платье в белый горошек с широким красным поясом,  красные туфли,  широкополая вишневая шляпа- преисполненная праведного гнева на обманувшего ее любовника , но готовая снова  поверить в его нежные чувства…Это , пожалуй, здесь одна из самых сильно исполненных партий – я видела второй состав. Безупречен и мужественный герой Виктора Григорьева (Командор). В отличие от привычной нам пушкинской версии  знаменитый распутник убивает не мужа Донны Анны, а ее  отца. И та  выступает главным мстителем (лауреат Международных конкурсов Вера Паньшина).
Декорации к спектаклю сделаны художником-постановщиком, тоже лауреатом «Золотой Маски» Эрнстом  Гейдебрехтом (Германия). Это подвижная конструкция, словно отлитая из металла, как отлит, видимо,  и неколебимый характер героя, не боящегося ни бога, ни черта. То она -  улица города,  то  дом Командора, то  пиршественный зал в доме богатого распутника.В стенах множество мелких отверстий –пробитые навсегда сердца красавиц, им соблазненных, или следы  пуль, посылаемых в него оскорбленными дамами и их кавалерами?
Дело в том, что действие из 17 века перенесено в наши дни, и  вместо ожидаемых поединков на шпагах, которые  илихой герой легенды  так любил, в него целятся из очень маленького дамского  браунинга. Смотрится это 
несколько  смешно, как и короткие платья женщин в длинных статичных вокальных  сценах. Вспомним ехидного Александра Сергеевича,давно сказавшего: «Люблю их ножки; только вряд ли //Найдете вы в России целой//Три пары 
стройных женских ног». И ведь  опера – жанр  только условно драматический.

-Желание театра переодеться в современные одежды вызвано только тем, что мы хотим, чтобы люди в зале сопоставляли себя с происходящим на сцене, - подчеркивал постановщик. Однако  классика тем и сильна, что всегда  умеет быть современной - в  трактовке настоящих мастеров.Не сомневаюсь, что наш московский гость таковым и является. Финал спектакля – кара небесная, обрушившаяся на  искусителя, -   выглядит очень значительным. Грозной статуи Командора здесь помогает  хор, поднятый на самый верх , в третий ярус.
Надо обязательно  смотреть еще первый состав. Ясно одно  - это большая и  очень серьезная работа театра.
                                                                                                                                                Ирина  Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments