irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ХВАЛЫНСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ. 28-я выставка художников-"хвалынцев"

       ВЕЛИКИЙ ИСХОД

Исход в словарях - завершение, счастливый конец  дела. Но  и начало, исходный момент, исток
Хвалынское движение, начатое 28 лет назад  несколькими молодыми саратовским художниками с благословления  замечательного петербургского художника Басманова, разрослось, как древо на благодатной почве, разлилось полноводной рекой , дала новые рукава, речушки, ручейки.
Но новой выставке хвалынцев  в Областном доме искусств, которую считают отчетом о летних пленэрах, представлено творчество порядка шестидесяти художников. Известных мастеров, их талантливых учеников,   целой плеяды студентов – будущих архитекторов ,детей и внуков  художников – юных живописцев,  тоже вовлеченных в хвалынский поток.
Маленький город, стянутый кольцом белых холмов, плавно сбегающих к великой реке,  то изумрудный от плотного покрова садов и окрестных лесов,  то пурпурно-золотистый,  то серебристый, искрящийся в лучах холодного зимнего солнца, сумел стать центром притяжения для саратовских живописцев и для  ряда уральских,сибирских, столичных. В экспозиции представлены только «местные» работы. Но если б можно было собрать здесь все, написанное за лето  общиной художников  на родине Петрова-Водкина?!.. Не хватило бы и огромных площадей бывшего Дома офицеров.
Не успела  как следует осмотреть всю выставку,  имена не всех своих друзей отыскала на  ее стенах. Надо приходить сюда не в толпе , неспешно и вдумчиво знакомясь с творчеством хвалынцев. Зато была радость узнавания. Смело и свободно написанные деревья Светланы Лопуховой сообщают динамику ее произведениям, рвутся вверх, им будто тесно на этих  крупных полотнах. Отмечаю про себя, что Светины полотна стали  куда светлее колористически, словно щедрое хвалынское солнце заглянуло в них, улыбнувшись своей  доброй улыбкой.Картины Ольги Гудковой увеличились в размере,обогатили палитру, но остались такими же миражными, похожими на легкие сны. Наталья Леонтьева энергично взялась осваивать большие пейзажи с фигурам- то ли людей, то ли их гипсовых двойников. Любительница сильных цветовых контрастов Аня Леонтьева неожиданно пишет пейзаж в нежных сиреневых тонах.А  будущий архитектор Наташа Менякина создаст нарядный декоративный спектр хвалынских холмов.
Всегда  узнаваемая цветовая гамма картин Елены Мальцевой с преобладанием небесно-голубого  обогатится теплыми оттенками и даже «горячими» в пейзаже с деревьями.
В нише мы увидели  триптих с панорамой невысоких горных вершин Хвалынска.И это  будто привет от незабвенного Павла Маскаева, впервые написавшего местные красоты на трех соединенных  холстах. Триптихов здесь несколько. Неповторимый окрестный  вид  привлекает художников ,прямо просится в панорамную картину.
Выступивший на открытии выставки Владимир Мошников, лидер и основатель хвалынского движения,  подчеркнул , что оно переживает непростой этап. «Старичков» осталось мало,  зато очень много влилось молодых. Каждые семь лет идея как бы умирает  и возрождается снова. Учитель назвал самых первых - их  уже единицы -  Толя Мухин, Леша Кондрашов,Лена Мальцева, Слава Морковин, Гриша Маскаев…Этот заезд художники посвятили светлой памяти Геннадия Губанова, связывавшего их с петербургским миром живописи. Он ушел в 2015 году.
Вспомнил Володя знакомство и с  выдающимся художником Павлом Басмановым, от которого ниточка ведет уже к серебряному веку. Именно Басманов   сказал им о саратовской живописи той поры, как о вершине развития  всей российской живописи.  И что есть поток движения искусства. Художнику важно попасть в этот поток.
Тут важен принцип троицы: нераздельно – неслиянно. Художников-хвалынцев объединила любовь к этому маленькому уголку земли, какие-то общие взгляды на искусство, но все они  очень разные по творческой манере (с каждым годом  эта разница все виднее). Когда они начинали, думали, что  соберут только крупных мастеров. Однако  движение пустило корни,  выросло ,дало зеленые  побеги , возникли братство и  братская  любовь друг к другу: «Мы радуемся каждому человеку, который приезжает к нам».
Третий принцип – идея общего дела, серьезное в него  погружение. Вот такие они, наши хвалынцы. Дружные, серьезные, душевные, талантливые.
                                                                                               Ирина Крайнова, фото Наталии Зотовой


   
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments