irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

.БЕЗ ТЕНИ ЮМОРА.ХЛЫНОВСК.Музей ПЕТРОВА-ВОДКИНА

                                                                                                                В НЕДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЯХ
ХВАЛЫНСКИЕ МОТИВЫ

                                                                                              Хвалынск , зима  1914 года 025

Когда мне не по себе – муторно и трудно, и не пишется,и не думается, и не живется толком, отправляюсь в самое необычное место нашей бескрайней губернии.В город за горами, за долами, со своей неповторимой аурой. В Хлыновск, как называли его раньше.

                                  Лыжный экстрим

А еще я ехала в Хвалынск за снегом. «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе». Зима никак у нас не начиналась, что чувствовалось почти на всем протяжении пути.Голо, бесприютно, сиро. Поля едва припудрены,будто рассыпанной из солонки солью, холмы и вовсе пустынны. Но когда мы свернули на хвалынскую дорогу,ближе к Алексеевке забелели и окрестные поля, и волнистые линии холмов.

Я въехала в мирно спящий в снегах маленький город, как его называет Галина Перекальская, редактор местной газеты, хороший журналист и   веселый человек.В тот же вечер мы отправились в бассейн, который здесь и дешевле, и куда свободней (не набит людьми, точно сельдью в бочке),а дорожки такой ширины, что могут разойтись сразу четыре пловца.Перекальская, пловчиха-рекордсменка, пересекала 25-метровую гладь в считанные мгновенья,я заплывала куда медленнее -на спине , но зато по персональной дорожке.

Следующий день был у нас лыжный, и мы отправились в Национальный парк,к святому роднику, где в новом деревянном срубе размещается лыжная база.Встав на лыжи в 23-градусный мороз с сильным ветром,я насмешила всех обитателей заповедника, включая собак ( лосей,наверное, еще больше). Перекальская честно меня отговаривала, доступно разъясняя для непонятливых, что снег в такие морозы похож на ледяной наст, и ехать по нему - чистое безумие.Но что может остановить сумасшедшую журналистку?!.

Я поехала, лыжня оказалась отличная, и вскоре Галина ко мне присоединилась.Мы катались потом еще два дня: мороз спал, ветер стих,солнце воссияло, но такой великолепной- ровной, легкой и нескользкой- лыжни у нас уже не было.На другой день мы приехали снова, взяли домик – свежесрубленную избушку со всеми удобствами (много их понастроили за год в лесу) и снова встали на лыжи. «К олимпиаде готовитесь?» - веселились по поводу нашего экстрима сторожа. – «Да, мы - олимпийский резерв!» - невозмутимо отвечала я.

Между лыжами, бассейном и прогулками по ночному заповеднику успели побывать и в художественно - мемориальном музее им. К.С. Петрова-Водкина, причем сразу на двух выставках.

                             Коммуналка соцреализма          
«Василию Осиповичу удалось «перенести на холст саму жизнь», в этой быстроте и свободе владения кистью – «живом писании» - проявлено уверенное мастерство художника, и этот этюд не может оставить равнодушным ни одного зрителя», - написала искусствовед Алла Перегородова о Выставке одной картины Василия Фомичева – замечательного саратовского пейзажиста. Алла написала о картине не пресс-релиз,а прямо лиричное эссе, где « высокое небо – словно мозаика энергично положенных крест-накрест широких мазков оттенков голубого цвета - почти все элементы пейзажа трактованы стремительными движениями кисти, а некоторые детали изображения – ветви деревьев процарапаны обратным её концом».

Фомичеву сейчас исполнилось бы 90 лет.Бывал он и в Хвалынске, написал тут две картины - «Базар в Хвалынске» и «Меловой карьер» (эта хранится в фондах хвалынского музея).
Выставка же «Портрет на фоне эпохи»  1940-1970-х годов открывалась при нас.Подборку из основного фонда музея сделала его директор , искусствовед, человек замечательно мощной энергетики Валентина Бородина. Она выставку и открывала.Как рассказала Валентина Ивановна, здесь «собрано на небольшом пространстве 19 персонажей разных возрастов, полов, положения, статуса, национальностей». Картины А. Бородина и И. Новосельцева, П.Гришина и М.Жукова, Б.Давыдова и Е.Бебутовой, даже Ф.Пичиенко, легендарного директора хвалынского краеведческого музея, знатока его истории. Мы увидели в кинолекционном зале и самую большую картину Петрова-Водкина , где тоже 19 персонажей, сюжетно объединенных в группы.Это питерские рабочие ,вселившееся в квартиры, отобранные у «буржуев».
А на полотнах эпохи соцреализма - портреты тех самых, «вселившихся». Они тоже скомпонованы галеристом Бородиной в группы. Сплавщик за «рюмкой чая» мог бы рассказывать о своих странствиях железнодорожнику, они обменялись бы разнообразными впечатлениями.С замиранием сердца слушал бы их рассказы мальчик Ванюшка, нигде пока не бывавший .Студент на портрете Новосельцева–интеллигент из фильмов про физиков-атомщиков,столь популярных в 60-е годы.Видавший виды капитан ,две дамы ,своей изящной внешностью не вписывающиеся в общий       стандарт коммуналки. В те годы все жили примерно одинаково.
Не все работы напоминают передвижников с их унылой схожестью с реальностью. Один портрет написан женой Павла Кузнецова Бебутовой, а та была яркой индивидуалисткой в живописи. Как пишет Бородина,кое-где «пленэрное решение образов, где человек сливается с окружающей средой, уже не являющейся фоном, напоминает портреты В.А. Серова - те же светлые звучные краски, та же лёгкая прозрачная их кладка широким слитным мазком, мягко идущим по форме».
«На закуску» Валентина Ивановна припасла интереснейший рассказ о портрете Петрова -Водкина. В июле 1928 года Петров-Водкин приехал на дачу к своему другу, писателю Иванову-Разумнику в село Песочки Новгородской губернии. Приехал на пару дней - задержался на неделю. "Место до того очаровательно, точно в волшебной сказке, потому что в маленьких размерах. Река Шелонь великолепна. Песок, сосны, вид вдаль … настоящая Россия, как в Новгороде", - писал он жене. У Ивановых гостила дочь общих знакомых Наташа Котлярова. Очаровательное юное существо,полное жизни ,радости,ожидания счастья. Художник одолжил холст, краски, кисти у своего друга живописца Савинова.
«Так было создано произведение, получившее название "Девушка у окна". М.Ф. Петрова-Водкина, мнением которой Кузьма Сергеевич очень дорожил, увидев работу мужа, справедливо заметила: "Это не портрет, это картина".Правда, художник состарил свою модель в два раза, как бы предсказывая ее нелегкую судьбу. «Вы еще встретитесь по возрасту с портретом», -сказал он несколько огорошенной девушке. Художника не стало, портрет вскоре купил Русский музей.И часто в зале, где висело изображение  красивой, широкоскулой,молодой, но словно уставшей от жизни женщины , можно было увидеть ее живой оригинал. Наталья полюбила сидеть у своего портрета.
                                                                   Ирина Крайнова, Хвалынск-Саратов,фото автора

Хвалынск , зима  1914 года 012

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments