irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА. ТЮЗ КИСЕЛЕВА. 11-Я ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

               
Папа и сын.jpg   Папа и сын.jpg           ЭТИ ВЗРОСЛЫЕ

Творческая лаборатория «Четвертая высота» под руководством Олега Лоевского в тюзе Киселева  на этот раз  выглядела довольно куце.
После прошлогодней , юбилейной, богатой на  количество эскизов  (больше половины  из них  просилось в репертуар театра), наступил некий тайм-аут.Ни читок тебе, ни бурных , долгих обсуждений ( все   по укороченной программе).Всего три свежих показа плюс три уже завершенных спектакля – по следам предыдущей лаборатории.Причем два  первых эскиза трудно назвать удачными.
Тема  заявлена важная – «В поисках общего языка». Название первой пьесы говорит само за себя  - «Этот ребенок» француза Жоэля Помра. «О, эти несносные взрослые!» – мог бы воскликнуть   каждый маленький герой пьесы. Родители  как будто никогда не были детьми, не шалили, не хватали двойки и  не прогуливали уроки.Два поколения пьесы  разговаривают на разных языках,   И  никто никого  не понимает.
Юные беременные мамы недалеко  ушли от юношеского состояния, они  еще надеются   преодолеть  невидимую сцену, что вырастает между родителями и детьми. «Я докажу моей матери ,что зря она мне не доверяла …мой ребенок он будет гордиться тем что он мой…мой ребенок он будет счастлив … этот ребенок будет счастливее среднего …он ни в чем не будет нуждаться…если он сделает что-то неправильно я спокойно объясню ему как нужно было поступить … я наберусь терпения … ради него я стану другой …я не буду вести себя как раньше», - повторяют они, точно  заклинание,   мысленно все еще  «доспаривая» со своими родителями. Режиссер Артем Устинов ( Самара) любопытно решает эту мизансцену.Вместо одной беременной  три актрисы  катаются на шарах, делят на троих ее  монолог.
Мы-то  знаем, что мостят благими намерениями. В следующей сценке (пьеса  разбита на отдельные новеллы) приходящий отец задает своей  пятилетней дочке  табуированные вопросы , на которые девочка отвечает односложно: «Мне все равно» или «Я не знаю».- «Значит ты меня не любишь, почему ты говоришь со мной, как с чужим?», - изрекает он наконец, получив вполне ожидаемый ответ:«Я не знаю». А что  он хотел получить ? Выпрашиванье чувств противно природе чувств.К этой непростой сцене актеры Артем Кузин и Анна Соседова сумели подобрать ключик. Она очень  иронична: оказывается взрослый человек совсем не умеет общаться с маленькими девочками. Будет еще одна сцена, где градус комизма усилится, а папа и  его дочь поменяются ролями. Актриса превратится в весьма сентиментальную маму, актер же  станет  недетски серьезным десятилетним сыном. « Я опаздываю потому, что ты всегда хочешь поговорить со мной в тот момент, когда мне нужно уходить», - говорит  он вполне резонно.  Эту маму не устраивает  как раз то, о чем другие могли  только мечтать:  обязательность и пунктуальность  сына .«Ты мог бы спокойно… хотя бы изредка пропускать школу и оставаться дома», - резюмирует она. Один из лучших кусков эскиза!
Подлинной  же его кульминацией станет сцена опознания женщинами погибшего подростка. Актрисы Елена Краснова  и Ольги Лисенко делают это блистательно. Сценка   смешная, забавны эти отчаянно трусящие одинокие дамы. Здесь  тот смех, что вырастает из трагизма  обыденной жизни, когда смешное и  страшное  рядом. Так близко, что мы   не замечаем, как одно переходит в другое.
Другие сценки  психологически  куда  бледнее.И возможно, решены не совсем в   точном  ключе. Во всяком случае,   написаны они не в традициях психологического театра.
Если первая пьеса может быть адресована как большим, так и маленьким зрителям, то вторая,испанского автора, Жузеп-Мария Миро –и Коромина («Закон Архимеда),  считывается лишь взрослыми.И  выглядит  довольно странно в детском театре. Или тема «голубых» стоит у нас еще не так остро, но  подробные разборки предполагаемо умышленного действия тренера  смотрятся затянуто и  скучно. Здесь нет  вины актеров: тренеры-друзья Жорди (Владимир Егоров) и Эктор (Евгений Сафонов) создают живые, объемные характеры.   Горько видеть большого , доброго и веселого  человека, каким предстает Жорди, напуганным, загнанным в угол.
Чересчур «пересушила» свою героиню Кристина Топчева, но усталость нашего  восприятия идет не отсюда. Сюжетные повторы, упорное  возвращение к начальной сцене хороши в детективе или уж в очень  многоплановой пьесы .
Режиссер Наталья Шумилкина пытается оживить действие появлением детей  прямо из шкафчиков  раздевалки, их воображаемым плаванием.  Что гораздо лучше  авторской ремарки,
повторяющейся через несколько страниц: «Слышно, как кто-то прыгает в бассейн.Звук выдыхаемого через нос воздуха, который образует пузырьки под водой.Человек всплывает на поверхность и прислушивается к шуму в бассейне: всплески воды, крики детей и свистки тренеров».
  Самым удачным показом стала пьеса Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила». Здесь все сошлось :  очень смешной  и  - глубокий текст молодого драматурга ( она уже лауреат конкурса «Евразия») , отличная постановка  без пяти минут режиссера – студента известного петербургского педагога Фильштинского , слаженная игра  наших замечательных актеров. Поздравим себя : мы снова  видим на сцене золотой фонд киселевского тюза – Нину Пантелееву в роли  зловредной старухи,  допекающей сына  болезнями, но больше  охами  и  ахами по их поводу.
По тексту ей почти  100 лет, около 60-ти  сыну  Владимиру (Алексей Ротачков в дуэли с  колоритной мамашей выглядит  превосходно). Более привычная в ролях подростков  Александра Карельских здесь  очень  симпатичная и нежная. Она  создает образ наивной, простой сельской девушки, которая и постоять за себя может в случае чего.Но речь   в пьесе не о контрастах города и деревни, не так уж они   теперь и контрастны, с развитием техники и интернета. Снова  и снова - о  стене непонимания между самыми близкими людьми. Метафоричность режиссуры здесь разнообразна  и изобретательна: красавцы гуси во весь экран, выезжающие к  арьерсцене огромные муляжи коровы и свиньи,  длинные вешалки с театральными костюмами, выкатываемые на авансцену.Девица Женя  примеряет наряды, создавая самые нелепые сочетания. Но это не   вредит  ее юности, не портит красоты.
Тяжелая сцена изнасилования  тоже решена театральными средствами: друг –завистник  Владимира Плоцкий ( Алексей Карабанов) прочитывает текст, не переставая глотать  красную жижу,   она мерзко  течет по подбородку. Почему уезжает домой Женька, успевшая полюбить незадачливого Владимира?  Нет,не из-за этого. Язва мамаша все равно бы что-нибудь придумала. Как сердцу высказать себя?//Другому как понять тебя?//Поймет ли он, чем ты живешь?.. Судя по итогам лаборатории,  пока  не очень .
                                                                                                                                   Ирина Крайнова, фото с сайтов

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments