irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

МОСКВА ТЕАТРАЛЬНАЯ. МХТ с "Ювелиром" в Саратове




                     ЧАЙ ДЛЯ КОРОЛЕВЫ
В Саратов приехал наш  любимый земляк и привез всем театралам подарок по  поводу собственного юбилея (на сцене Саратовской драмы). Простите за тавтологию,но «Юбилей ювелира» — постановка, которой Олег Табаков отметил собственный  юбилей. Текст  английской актрисы Николы МакОлифф  об имениннике, старше нашего на целый  десяток лет. 90-летний ювелир, доживающий свои дни в скромной безликой  квартирке с болтливой женой,   со своей неизлечимой болезнью и… стоической верностью единственной  женщине – английской королеве.
В этом изюминка  спектакля, поставленного на сцене МХТ непривычно тихо для Константина Богомолова, без обычных его провокаций.Застегнутые на все пуговицы чопорные мистер и миссис Ходжер , бесстрастная Сиделка.Обо всех невзгодах семьи когда-то процветавшего ювелира ( грабеж, разорение, ссора с сыном, уехавшим за тридевять земель, критическое состояние мистера Мориса) они сообщают новому лицу  спокойно, безо всякого выражения, вводя  ее в курс  дела.Хозяин  то пьет лекарства, то  надолго отправляется в некое помещение за дверью гостиной,  то   принимает ванну. Кажется поначалу, что пьеса так и будет неторопливо течь, неизбежно принимая все более тяжелый оборот.Актеры ( их трое, не считая эпизодического появления доктора, - Олег Табаков, Наталья Тенякова  и Дарья Мороз) сидят от нас далеко, друг против друга , нависший потолок комнаты создает эффект коробки ,давит и зрительно уменьшает «картинку».К тому же  гасит звук,а здесь никто  усиленным сценическим голосом не  разговаривает.
Видеоэкраны спускают с колосников, где они приближали к нам лица героев (любимый богомоловский прием!) , и  те играют роль  занавеса между сценами. А мы  смотрим видеофильм о молодой Елизавете,  стройной, прелестной,утонченной,  и высоком изящном молодом человеке, неуловимо напоминающем Олега Павловича, в ночь перед коронацией.
Фильм – едва не лучшее место в этом английски  холодном действе. Герои  так молоды, что  не научились еще скрывать свои эмоции,как велит несокрушимый английский этикет, особенно строгий для королевских особ.Ее высочество робеет предстоящих перемен в  жизни и просит учтивого юношу  побыть с ней – выпить чашечку чая, послушать музыку, потанцевать. А взамен обещает нанести ему ответный визит… через шесть десятков лет.
Теперь кажется, что действие начнет, наконец, набирать обороты.Но ничего такого  не происходит.День за днем приближаются предсказанная смерть ювелира и  - его юбилей. Что наступит раньше? Человек, проживший большую и сложную жизнь,
как бы завершает земной круг.Неслучайно дни  рождения  порой совпадают с днями смерти.Ювелир Морис, как будто бы  человек совсем земной,и профессия у него  вполне материальная. Но любовь к юной королеве  когда-то обожгла его практичную душу.Ни  страшная болезнь, ни скорый уход, ни застарелые проблемы с женой и сыном  не волнуют умирающего – только приход королевы.
Перед лицом неизбежного мы становимся самими собой.Такими, как были в юности.В этом мудрость незамысловатого текста, разбавленного экранными сентенциями режиссера о растущей вместе с больными клетками  клетками памяти. Приход  королевы к самому  верному своему подданному  снова играет  Наталья Тенякова. И ее виртуозная игра, и  вся эта сцена – подлинный алмаз ювелира. А не  его драгоценные  камешки, которые так легко перепутать с пустыми  стекляшками.
Седой парик,  пастельных тонов  костюм,  характерная шляпка  не делают из жены королеву.А вот ее манера держаться…Она  говорит так безукоризненно  вежливо, как может  вести себя только  истинная правительница Британии.Ревновавшая всю жизнь к недосягаемой сопернице , миссис  Ходжер нашла в себе силы осветить его уход.Ювелир,гранивший лучшие алмазы Британской империи, достойно встречает свою королеву. Замечательный дуэтный кусок.
Чай, конечно, они тоже пьют -  все из того же прихотливо изогнутого чайника.И  не тесны уже габариты дешевой квартирки - они  будто в Букингемском дворце...
По  пьесе неясно, кто же  приходил к ювелиру на самом деле.Спектакль дает свою версию: да , это переодетая миссис Ходжер, не верившая  в миф о ночи с будущей королевой, горячо  уверявшая Сиделку, что корону в ту ночь охранял другой сотрудник.Однако она пошла на это.
Клянусь, что это любовь была,
посмотри - ведь это ее дела.
Но знаешь, хоть Бога к себе призови,
разве можно понять что-нибудь в любви…

В финале  появляется на миг просветленное лицо Мориса,он  как будто усмехается ,  поняв  что-то в этой жизни.И все – никаких сцен умирания и  прощания . Черный экран пишет одно, непостижимое для живых слово, и за ним другое, всем понятное :  аплодисменты. Эмоциональный богомоловский удар  заключается
здесь в отсутствие каких бы то ни было  ударов и финалов.
Аплодисменты взрывают зал, снова -второй день уже!  -выносят на сцену  цветы от губернатора, зал  хлопает стоя,  долго-долго.Не только игре великого актера  - мужеству его выбора, самой теме, поданной так строго и  так просто.Уходить тоже надо достойно. Желательно по-английски.
                                                                                        Ирина Крайнова, фото с сайта



                                                     
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments