
ЖЕСТКИЙ МУЖСКОЙ МИФ на двоих
Братья Щербаковы, известные скульпторы (Сергей в Волжском, Андрей в Саратове), вольно путешествуют по мифам древнего мира
Грандиозная выставка братьев-скульпторов открылась в залах Радищевского музея.Многое уже экспонировалось.Как прорастающие ребра лежащего на боку Адама, из которых, похоже, проклюнется не одна, а множество женских особей. И нереально красивая Афродита в изящных створках раковины. Еще ряд узнаваемых «фантазий», где натура членится так убедительно, так смело …
Вместе братья выставляются не так уж часто. Сразу выделяешь беспокойную пластику и бьющую наотмашь энергию Сергея. У Андрея все созерцательнее и задумчивей. «Мощная энергетика его дарования и чувство меры позволяло скульптору создавать четкую пластическую форму, работающую объемом, силуэтом, разъятую или сплавленную и тягучую». Это о старшем брате. «Агрессия и динамика здесь находятся в равновесии с точными членениями форм, статичностью основных объемов и философской глубиной темы»-о младшем.
Но как их разделишь, они мыслят в одном направлении.Невероятно пластичные женские фигурки Сергея «теряют» лицо, но не теряют очарования женственности. Прелестная Японка Андрея состоит как бы из одних вееров и складок. У одного ладонь заканчивается пальцем-перстом, одновременно крест или..меч карающий? У другого бог, согласно мифу, «вдувает» жизнь в наивысшее творение – человека.
А оба вместе они создают свой мир, архаичный, страстный и очень мужской. Где женщина прекрасна, но хрупка и беззащитна, за нее бьются могучие захватчики и - защитники Трои, и рыцари с тяжелыми мечами, и библейские герои.Все взгляды на нее, все руки тянутся к ней, она бы уже пропала , если б не ее рыцарь, суровый, преданный, жесткий. Иногда его зовут Адамом, порой по-другому. Закованный в железо властитель прячет Даму сердца за решетку стальных доспехов. То ли в замок своей любви, то ли в темницу. Жестокий век, жестокие сердца…
Старший брат предпочитает в работе два материала –бронзу и алюминий.Младший кроме металла любит податливую ткань и шелк ниток. Его стилизованные вышивки посвящены церковной теме. Многочисленные круглые минискульптуры дополнены в экспозиции рельефами и графическими зарисовками. Виртуозно владея приемами рисовальщика, Андрей изображает манящее женское тело.А рядом с рисунками по классическим канонам , мы видим его же листы с уже сдвинутыми, разъятыми членами.
Из мощного торса потомка прорастает вся история его рода, ветвится неявными лицами. Несмотря на нарочную патину времени – «позеленевшие» фигуры - энергия от выставки идет бешеная. Хоть ток электрический подключай.
Искусствовед написал об одном Щербакове, а как будто о двоих сразу: «Художник наполняет мертвую материю свободой и динамикой живого существа. Его герои, как борцы сумо, собирают силы в состояние наивысшего внимания, чтобы бросить против соперника всю свою мощь, когда она достигнет максимальной духовной силы…Тут иногда осознано, а чаще бессознательно происходит массовое возвращение к психофизическим практикам, связанным с концентрацией жизненной энергии…» Редкое единодушие в искусстве.
Ирина Крайнова
