irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА. Скульпторы ЩЕРБАКОВЫ

                             


                                  ЖЕСТКИЙ МУЖСКОЙ МИФ на двоих
Братья Щербаковы, известные скульпторы (Сергей  в Волжском, Андрей   в Саратове),  вольно путешествуют по мифам  древнего мира
Грандиозная выставка братьев-скульпторов открылась в  залах  Радищевского музея.Многое уже экспонировалось.Как прорастающие ребра лежащего на боку Адама, из которых, похоже, проклюнется  не  одна, а множество женских особей. И  нереально красивая  Афродита в  изящных створках  раковины.  Еще ряд узнаваемых «фантазий», где натура членится так убедительно, так  смело …
Вместе братья выставляются не так  уж часто. Сразу выделяешь   беспокойную  пластику и бьющую наотмашь  энергию Сергея. У Андрея все созерцательнее и задумчивей. «Мощная энергетика его дарования и чувство меры позволяло скульптору создавать четкую пластическую форму, работающую объемом, силуэтом, разъятую или  сплавленную и тягучую». Это о старшем брате. «Агрессия и динамика здесь находятся в равновесии с точными членениями форм, статичностью основных объемов и философской глубиной темы»-о младшем.
Но как их разделишь,  они  мыслят в одном направлении.Невероятно пластичные  женские фигурки  Сергея «теряют» лицо, но  не теряют очарования женственности. Прелестная Японка Андрея состоит как бы   из одних вееров и складок. У одного ладонь заканчивается пальцем-перстом, одновременно  крест  или..меч карающий?  У другого бог,  согласно мифу, «вдувает» жизнь в  наивысшее творение – человека.
А оба вместе они создают  свой мир, архаичный, страстный и очень мужской. Где  женщина прекрасна, но хрупка и беззащитна, за нее бьются могучие захватчики и - защитники Трои, и рыцари с тяжелыми мечами, и библейские герои.Все взгляды на нее, все  руки тянутся к ней, она  бы  уже пропала , если б не ее рыцарь, суровый, преданный, жесткий. Иногда его зовут Адамом, порой по-другому. Закованный в железо властитель  прячет Даму сердца за решетку  стальных доспехов.  То ли в замок своей любви, то ли   в темницу. Жестокий век, жестокие сердца…
Старший брат  предпочитает в работе два материала –бронзу и алюминий.Младший  кроме металла любит податливую   ткань и шелк ниток. Его стилизованные вышивки посвящены церковной  теме. Многочисленные круглые минискульптуры дополнены  в экспозиции  рельефами и графическими зарисовками.  Виртуозно владея приемами рисовальщика,  Андрей  изображает  манящее женское тело.А рядом с рисунками по классическим канонам , мы видим его же  листы с уже сдвинутыми, разъятыми членами.
Из мощного торса потомка прорастает вся история  его рода, ветвится   неявными лицами. Несмотря на нарочную  патину времени – «позеленевшие» фигуры  - энергия от выставки идет бешеная. Хоть ток электрический  подключай.
Искусствовед написал об одном Щербакове, а  как  будто о двоих сразу: «Художник наполняет мертвую материю свободой и динамикой живого существа. Его герои, как борцы сумо, собирают силы в состояние наивысшего внимания, чтобы бросить против соперника всю свою мощь, когда она достигнет максимальной духовной силы…Тут иногда осознано, а чаще бессознательно происходит массовое возвращение к психофизическим практикам, связанным с концентрацией жизненной энергии…» Редкое единодушие в искусстве.
                                                                                                                                               Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments