irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА. ВЫСТАВКА "Домашний музей" в ДОМЕ ПАВЛА КУЗНЕЦОВА. Закрытие

     

                   ЛОПАТИН  В  СВОЕМ ДОМУ
Открыв  месяц назад в Доме Павла Кузнецова выставку  «Вячеслав Лопатин. Домашний музей»,  кузнецовцы закрыли ее встречей с художником -   несгибаемым представителем искусства  протестного, не вписывавшегося в жесткие рамки советского строя, однако очень трогательным и интеллигентным человеком
Автор , водя нас из зала в зал, неспешно и подробно рассказал о том, как собиралась его уникальная коллекция современного саратовского искусства, где почетное место занимает наив,или примитив, как его  еще называют (табличек с надписями здесь нет). Директор  музея Ольга Бельская акцентировала наше  внимание на концепцию выставки, предложенную Лопатиным. Она должна была посвящаться замечательному художнику,  жившему в нашем городе, Николаю  Гущину и отвечать его мысли, что «весь мир – игра материальных и духовных сущностей».Но потом перешли  на другой формат – домашний музей. Вячеслав Владимирович не коллекционер, он –собиратель  картин и даже, как Оля метко заметила, «подбиратель».Иногда подбирает то, что сам  автор в  порыве отчаяния выкидывает или его потомки собираются  отправить  на мусорку. Точный глаз большого художника не ошибается – на стенах его дома, в ковровой развеске картина вдруг заиграет совсем  иными гранями.
Лопатин рассказал, как появилась у него  идея домашнего музея.  Сам бывал в таком: старое здание, две комнаты с высоким потолком, сплошь увешанные картинами. Был  там и  большой гостевой альбом. Некая Михайлова,родом из богатой семьи, переехала  из Петербурга. К ней ходили обедать художники Союза  молодежи. И оставляли в альбоме кто стишок, кто рисунок. Гущин, например,  взял потом  из него рисунок Татлина. Сама коллекция не сохранилась: такие картины в 50-е годы Радищевский музей  не брал. А если бы взял, был бы у нас, по уверению Славы,  уже новый музей.
Мы ходили ,вслед за автором экспозиции , по веранде и залам музея, а он припоминал истории, связанные с  работами Николая Гущина,Виктора  Борисова-Мусатова , Людмилы Перерезовой,Лидии Суворовой-Алферовой и других живописцев.Высказывания о художниках рассеяны в его  речи, как перлы в  речных водах.

О Коровине :прекрасный художник, оставался самим собой на протяжении жизни, пережив своих учеников.
О Борисове-Мусатове: задерживает внимание зрителей не сюжетом, а внесюжетным содержанием
О Чудине: его формула цвета универсально подходит ко всем цветовым решению картин.

Попутно Вячеслав сообщал  полезные вещи не только  для художников. Как научиться, например, смотреть ? Идут они как-то с Чудиным по Вольской,  тот спрашивает, какая нынче луна, теплая или холодная. –«Теплая», -отвечает Слава.- «А теперь ?» - не отстает его друг. – «Теплая!»-«Нет, холодная стала. А почему? Зажглось окошко,  и через красное окошко луна  теперь холодная».
В большом зале, кроме картин друзей, Лопатин показал два автопортрета  с разницей в несколько десятилетий. С одного на зрителей смотрит  строгий молодой человек в темной  колористической среде. На другом  -это  уже яркий «цветной» художник, представленный в комическом ключе. Дольше всего простояли в зале примитива. Этим авторам знатоки искусства советовали не писать портретов вообще. А сейчас некоторые из них издаются в буклетах как классики примитива. Наш собиратель уверен, что в конце концов так произойдет со всеми.
Часть выставки,где представлен графический Лопатин, поражает остротой зрения,  динамичностью зарисовок и в то же время – странной похожестью   между собой моделей. Но художник, всю жизнь проработавший в Радищевском музее реставратором, видит себя именно портретистом и часто  пишет  музейных сотрудников, ухватывая не  столько внешнее сходство портретируемого ,а глубинное его  состояние.
Под конец автор экспозиции развернул на столе большие папки, где еще десятки набросков, рисунков, копий иконописных лиц и фигур , которые он берет за основу.Немало ценного  поведал он молодым коллегам в  тесном дружеском общении. Все уходили с выставки с чудными лопатинскими   котами. На автопортретах  они  полноправные  члены семьи, похожие на своего  ученого хозяина.
                                                                                                                                         Ирина Крайнова


                                                                 
  фото Натальи Зотовой

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments