irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Театр драмы, музыки и поэзии "БАЛАГАЧИКЪ". Премьера по стихам Сокульского


   
              ЗАМЕТАЕТ МЕДЛЕННО САРАТОВ...

В театре драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ»- премьера пьесы-фантазии «Стихотвор»  по стихам Андрея Сокульского.
В названии  -перекличка с одним из сборников поэта «Князь Стихотвор». Сокульский (Руфанов)– известный поэт, общественный деятель, автор семи стихотворных  сборников. Родился в Ленинграде (Петербурге). Как пишет сам,  великолепно владеющий не только поэтическим пером Андрей, «… детство и отрочество по обычному советскому сценарию, кроме, пожалуй, незабываемых трех лет учебы в физматшколе и ранней тяги к самостоятельности и путешествиям. С 1987 года - в коммерции и бизнесе. Стихи начал наговаривать лет в 6-7, записывать - в 14-15, а первый более-менее полнокровный сборник напечатался в 37».
Выпускник 13-й школы,  Сокульский из нашей интеллектуальной элиты,  стихи у него  сложные, философские. О себе, о женщине, о  стране, о мире, о Вселенной? Трудно сказать. Обо всем и    ни  о чем таком, что можно было бы назвать «лирической темой поэта» .Он просто другой. Недаром его верлибры  усложненной графической формы   появляются в публикациях под грифом «другие».Они иные, эти  горделивые поэты, для которых физика и математика  всегда были  выше  гуманитарных наук.
Снег  Сокульского–синоним молчания. А стих   -это снег , пишущий  «простыми легкими словами
           между строк,
белилами зимы,
  пробелами из пауз,
бесчинством междометий…»
Его ритмическому пируэту мог бы позавидовать сам Велимир Хлебников:
 
снег — стих
         сти — сне — ние
               т    и    н    е
                 н    и    т    и
                   т    и    н    и
                     н    и    т    е
                       и    е    и    е
                        е    и    е    и
                         и    и    и    и
                          е    е    е    е


Перед автором идеи постановки Дианой Махмутовой, режиссером Еленой Смирновой (ее же инсценировка)  и  режиссером по пластике Елизаветой Симагиной стояла сложнейшая задача: вдуть огонь   театральной эмоции в холодноватое  рацио автора.  Казалось бы,  сначала мои опасения подтверждались. Андрей  сказал кому-то в зале : «Это не мой театр, не знаю, что у них получится».
А получилось лаконично,  ритмично, строго, без полутонов и оттенков,  в которых не  слишком любит  копаться муза Сокульского./ «Если рыцарь белый, то он – белый. Не зелёный, не красный, не другой... Конечно, есть оттенки, интонации…»/

Выразительно, потому что еще и пластично. Покровы в руках бегущих по сцене  цветны и прозрачны, они вьются, стелются, окутывают  и – накрывают пеленой забвения   эту Женщину, и эту…Здесь две Любимые, два Поэта (их разнополюсно  воплощают скрыто насмешливый Владимир Смирнов и открыто смешной Михаил Юдин).И только черный  кот, победно устроившийся   с поэтом на диване, один. Как и Бабушка – фея ускользающей безоблачности бытия (Ирина Короткова).  Студийцы Лены Смирновой эту стройную  стремительную песнь  не испортили, сумев вписаться в нее логично.На высоте и работа звукорежиссера ( Егор Гладырев.)

Спектакль застроен как бы  отдельными стихотворными новеллами, в  которых  есть доминанта – голос самого  поэта, чеканящего стихи с завидной убедительностью. «Заметает медленно Саратов»… И есть песня Игоря Гладырева на слова Сокульского, тот хрупкий эмоциональный мостик, который окончательно соединяет слово и образ. Нет,«не бывает жизнь задаром» - и тут же, словно стесняясь собственной душевной открытости: «Вы банальности проверьте». Уж  кто-кто, а поэт  знает, что «произвольно выпущенное слово дает начало камнепаду».И  не так уж хладна  эта  лира,  а не маска ли  тут надета, маска делового человека? Ведь  у нас всегда, как водится,
«
не придуманно холодно
и от незаделанных отверстий — вечные сквозняки
в домиках души и гаражах…».

И даже сейчас, когда я пишу эти строки, «заметает медленно Саратов», а  МЧС обещает серьезную метель.И маленькие пророчества сбываются, если поэт настоящий.
                                                                                                              Ирина Крайнова, фото Ольги Лапшиной

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments