irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА. ТЮЗ КИСЕЛЕВА. Премьера "КАК ЗОЯ ГУСЕЙ КОРМИЛА"



                       МАКДОНАХ ПО-РУССКИ

  Самым удачным показом  осенней творческой лаборатории тюза Киселева   стала пьеса Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила».
Точнее сказать, единственным удачным. Я писала тогда, что «здесь все сошлось :  очень смешной  и в то же время глубокий текст молодого драматурга (уже лауреат конкурса «Евразия») , отличная постановка  без пяти минут режиссера – студента известного петербургского педагога Фильштинского , слаженная игра замечательных актеров. Поздравим себя: мы видим на сцене золотой фонд киселевского тюза – Нину Пантелееву в роли  зловредной старухи, мучающей сына своими болезнями, а больше  охами  и  ахами по их поводу».
Теперь режиссер Андрей Гончаров довел эскиз до законченного спетакля.Черная комедия -  жанр,  великолепно   разработанный Макдонахом - разошлась по миру кругами. В чем-то  похожи   пьеса Баженовой и «Королева красоты»  знаменитого драматурга-ирландца. Там престарелая мать терзает материнской любовью  (на самом  деле    -  эгоизмом старости)  немолодую дочь. У Баженовой  аж 100 лет старушке,   сыну - под 60, что прибавляет комических красок. Выспавшись днем у телевизора, ночью мамаша бодрствует, мастерски скидывает шапку (велят носить доктора),  требует чая и печеной картошки,  еще и представляется, ловко разыгрывая собственную кончину. Доверчивый добродушный сын (Алексей Ротачков)  каждый раз верит, пугается по- настоящему, оправдываясь,  говорит : «Уже две недели, считай, прошло, а она все никак. Ну, дай бог чтоб, конечно».
Запретная тема ухода стариков, ухода, которого ждут, – из-за квартиры, наследства, из-за  понятной человеческой усталости, перестала быть запретной. Но подавать ее  можно и должно со всем  возможным тактом и  спасительным юмором – все там будем! Ирония  сквозит в каждом жесте столетней бабули. Как ловко она  закидывает шапку – ровно на середину  «однушки», как точно плюет орехи –  в лицо предполагаемой невестке, как  вызывающе стонет из-за шкафа  в самые неподходящие моменты.Похоже ,она и сама не верит в свою смерть и ернически ,   по деревенской привычке, примеряется к воображаемому  гробу на чердаке . Куда охотней Зоя Марковна старается отстоять свободу единственного сына, которая ей  самой ох как  нужен.
По  пальцу молотком  она  тоже попадает  понарошку (не как в пьесе).  Однако   девушку Женю, привезенную  из деревни в  утешение " ст. научному сотруднику" Владимиру,  на мякине  не проведешь. Языкатая, скорая в делах, с  терпким народным  юмором,  вместо «больного» пальца  она перевяжет маме Зое все  остальные пальцы. И скажет Бессмертной то,  что не решается ее интеллигентный сын:
«Похоронила она себя в сорок лет, ничё не скажешь. А он-то разве виноват? Ему же, наверное, еще пожить хотелось? А ты и его? За компанию?»

Женя   девушка,  конечно, темная и  с чудовищным вкусом:  ее  одеяния из китайской оптовки,  выкатываются за ней на сцену на длинной театральной вешалке. Но Женька открыта и простодушна, обаятельна и  юна  (ее убедительно  играет недавняя выпускница театрального института Александра Карельских). Серые важные гуси, которые  до того паслись лишь в воспоминаниях Зои Марковны да на экране арьерсцены, постепенно окружают тесную квартирку со всех сторон. Деревня приехала в город!..Только Женины  гуси  нарядно белые, при  фате, выдвигаются вперед  и тучная корова,  и дородная свинья-  «невесты», предел мечтаний  жительницы деревни, где уже ни сверстников, ни перестарков. Все ее платья белые и длинные -хоть  сейчас венчаться. Появится и  племенной бычок при галстуке (муляжи угрожающе забавны). Владимир? Да нет, тому бы «только смотреть на нее, чай носить, рассказывать что-нибудь. Она же ничего не знает».
Женька и с  Кащеюшкой   общий язык найдет. Обе они в разное время убежали от  хозяйственного родительского рабства. Но  не  договориться ей с завистником Плоцким,у которого  машина хорошая ,   «жена, кабельное»,вай-фай имеется.  Умыкнув странное семейство на природу, Плоцкий плотоядно снимает камерой фигуристую девушку, потом он   молча камеру  опустит.  Видит, как  Владимир «сначала улыбается, а потом и смеется - выдавая зубы и даже запрокидывая голову. Слышит, как Зоя Марковна заявляет, что может и в торец кому-то дать. А Женя говорит, что это ее слова, а не Зои Марковны. А Зоя Марковна спрашивает у Владимира, кто эта наглая девица и просит немедленно гнать ее в шею... А Владимир неожиданно для себя объявляет, что сейчас обе от него в торец получат».
Обычная перепалка бабки и «внучки»? Эти минуты абсолютного счастья Яго  им  ни за что не простит. И  придет он    не за девушкой –  гонит  его мстительное чувство.Сцена изнасилования  дана тяжкой театральной метафорой:  актер (Алексей Карабанов)  бесконечно глотает мерзкую красную жижу,   а она   течет  и течет по подбородку. Девушка укрылась в ванне, убранной  белым кружевами,как и  все вокруг нее.  И  потом в   мокрой одежде из нее вылезает.
Мать и сын, снова оставшись одни,по- братски разделили  осиротевший диван-кровать. В пьесе! В спектакле  каждый остается в своем углу. Владимир не   простит  мать, целиком  забравшую его жизнь .Но топором он  не махнет, как следовало ожидать. Диалог теряет  остатки здравого смысла:
«
Это, получается, уже аж трехтысячный наступил?.. Уже аж трехтысячный, а ты все никак. Ну, дай бог чтоб, конечно».
Получается,по тысячи с гаком  годков   каждому. Трагикомедия переходит в разряд абсурдистских. И снимает  все вопросы  нестыковки текста. Героя дважды уволили из института, а он туда отмечаться ходит. «Такой лошок», а  разработки своей вечной дороги за границу умудрился продать. Такой воспитанный, а у  однокурсницы разрешения  просит «ляжку потрогать».  Чего не бывает на театре абсурда!..
Об уходе без «сантиментов» говорить  трудно. И актеры  на них кое-где сбиваются.   Легкое дыхание, которое так нравилось нам на осеннем  показе,в премьере куда-то ушло. Такова участь многих этюдов.  Но касаться  надо  всех тем, даже самых трудных, с юмором  они или без. Жертвенная материнская любовь не  требует  ответных жертв. У взрослых  детей  свои задачи в жизни.
                                                                                                          Ирина Крайнова, фото предоставлены театром


                   
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments