irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКАЯ АКАДЕМДРАМА.АКТЕРЫ. Григорий АРЕДАКОВ.1 часть.

                                                         ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА  
                                                                            (начало)

Кому больше подходит это определение, как не тому, кто почти что родился в театре? Провёл там всю свою жизнь - вместе с родителями, потом -   с сестрой, с женой. И продолжает жить   театром. Речь идет об истинном короле саратовской сцены.

Григорий   Анисимович Аредаков - народный артист  России, художественный руководитель академдрамы. У него этот год выдался     юбилейным.Вспомним другой юбилей Мастера и разговор , который у нас тогда состоялся.

                                              Аредаков   и Аредаковы

Аредакову   - 70.  50 из них он отдал театру. Актёр, режиссёр, педагог. Сыграл почти 120 ролей.  От рядовых  до генералов. В 2002-м  стал художественным руководителем  драмы.

…Родился Григорий Анисимович в неблизких краях – в Улан-Уде.   С  полугодовалым ребёнком  «сумасшедшие родители» переезжают в Архангельск.Там  они  работают  в театре.  В юности актёрствовал   в глухих углах Сибири  отец , Анисим Зиновьевич Аредаков, будущий замечательный художник- постановщик,  главный художник саратовской драмы.Мама Галина Ивановна начинала выступать  на сцене ещё совсем юной -  в знаменитом ТРАМе.    Языково  сочные монологи Аредакова-младшего (о себе, о семье,  о театре)  надо  просто записывать. Книга получится.

- Я очень рано помню всё.  Помню какие-то взрывы – шла война. Помню, как пьяного французского матроса  пожарники зимой отливали из шланга.  Театр окружал меня  со всех сторон -мы жили  прямо в гримёрке.Все приходили к нам – поесть, чай попить, поболтать после спектакля. Вообще нашему поколению повезло:  нас, детишек, очень все  любили.  Ещё  одно яркое детское воспоминание -  Горшенин, лучший архангельский комик. Он так блистательно играл лифтёра в спектакле  по Галичу «Факир на час», что  я мог смотреть его игру бесконечно. (Из монологов) 

Вот вам  парадокс: Аредаков – сильный драматический  актёр, подлинный трагик, мощно сыгравший  шекспировского Макбета, мечтал, оказывается, в детстве о карьере комедийного артиста.Ему казалось, что комики –самые счастливые люди : озорные,весёлые ,все  их ценят, любят.

Тогда ещё Григорий Анисимович не знал, какие пули  отливает жизнь. Будут у него и  комедийные  роли тоже,   блеснёт он   в  пьесах Гоголя и Булгакова. Но одну из самых ярких своих ролей  сыграет у Островского, в    «Лесе»,  трагикомически  изображая вроде бы комического персонажа - вечного скитальца Несчастливцева.  Трагик –  хрестоматия актёрской классики!   - в паре с  Комиком Сергея Сосновского, был сыгран Аредаковым столь рельефно-выпукло,  что зритель, заскучавший, было, к концу I акта, встрепенулся, пришёл в неописуемый восторг,  готов был слушать и слушать  диалоги  потрясающих артистов.  При желании эти актёры могли поменяться ролями . Могли  продолжить   разговор  не на языке  классика – просто читать   страницу за страницей телефонную книгу. Было  всё ещё  интересно!

-А есть хоть одна роль, которую вам играть  было скучно?- спросила я Григория Анисимовича, когда нас собрали для юбилейного интервью,  и он,  не  сильно  любящий всяческий официоз, обречённо вдохнул: «Спрашивайте…»

-  В  «Талантах и поклонниках» я  играл Нарокова. Одна из самых трудных ролей –резонёрская такая, «правильная» слишком. Вообще-то правильных людей в жизни не бывает   -  совсем без недостатков, без странностей. Они все «сочинённые».

Кажется поначалу совсем «правильным»   булгаковский резонёр – глава МАССОЛИТА Берлиоз, одна из лучших ролей в инсценировке «Мастера и Маргариты». «Самый ненавистный мне тип, -  признается актёр . – О, эти люди искусства, всё знающие, всё понимающие  и делающие всегда всё, как надо!».

В  памятной постановке  Дзекуна  у Григория Анисимовича была ещё одна роль. Он сыграл Понтия Пилата.  На сцену тяжёлой походкой выходил  человек, и все  сразу понимали, что главная проблема  третьего прокуратора Иудеи не вопросы веры  – непроходящая, изматывающая, подчинившая всё его существо  головная боль. Это была  очень сильная актёрская работа.

- Случайно ли, что среди ваших героев так много врачей?- задали ему  и такой вопрос.

-Случайно или нет, но  я переиграл всех врачей,  ( и чеховских, и современных).   Даже в дипломном спектакле «Годы странствий»  играл Ведерникова  - врача. Я и сам хотел податься  в медики, поступал в институт  . Наверное , и в актёры пошел , чтобы прикоснуться к разным профессиям.А может, и нет.  Мы   -  как цирковые. Те живут в цирке, служат ему, и никто не знает, почему.

А мне так кажется, что «в актёры пошёл» он  потому, что от самого  себя всё равно  не скроешься. Его богатая  натура,  великолепная органика  просто созданы для сцены. Он из того же теста,  породы, как всенародно любимый  Евгений Леонов.  Не только  абсолютно естественный  в роли      земных владык  и простых смертных ,   но и   привносящий в каждую роль что-то от своей мощной фактуры.

                                               Аредаков и семья Ульяновых

-  Первый раз на сцену вышел в 4 года вместе с сестрой Таней. Мне уже тогда было очень приятно выступать. Люди улыбаются,  иногда хлопают, иногда радуются.Это очень тешит. Мы играли в «Норе»  Ибсена.Я переиграл на сцене всех детей, которые только существовали,  начиная от негритёнка в Кейптауне. Был такой спектакль «Завтра будет нашим». Грим - жженая пробка,  разводилось пиво. Оно  же крепит.  Пивом же потом все это смывали. Один артист  приходил  и  говорил: « Гриша, ты особенно много пива не трать, оставь немного!» И  женские роли я  играл – например, Маняшу Ульянову. Мы  с сестрой играли детей Ульяновых. Сестра заболела,  я её  заменял. Я был совсем маленьким,  кого играть, мне было все равно -  лишь бы  играть. (Из монологов).

Это был первый срочный «ввод» будущего народного артиста.   Как выяснилось,  с ввода начиналась и его большая    жизнь на сцене академдрамы.  В 1961 году, еще студентом, он  играл Медведя в сказке «Иван да Марья». Но артист,  который  исполнял роль  Идолища,  плохо приземлился, ему, как  говорится,  вступило в поясницу. Через 45 минут ввели на  эту роль Аредакова. Он тогда был худенький, тщедушный, больше похож на мышонка. Вылетал на сцену на каком-то тросе, в  сереньком  костюмчике.  Там такие заслуженные играли, а он -  первокурсник . Ничего, справился, и слова не напутал. Память у этого первокурсника была   потрясающая. Стихи для телесъёмки, которые происходили  у актёров драмы чуть  ли не ежедневно,  успевал выучить по дороге  на студию.

Аредаков попал в самый первый набор театрального училища  после его возобновления. Руководителем курса был превосходный актёр и педагог  Андрей Германович Василевский.Он  учил ребят буквально жить в театре,  готовить  спектакль с разных сторон -   и как работники цехов, и как артисты (его студенты  знали театр весь, «от  трюмов до колосников»). И , конечно,  -нежно любить  свой родной дом.
                                                                                       
                     
                                                             (окончание ниже)

                                100_003877фото А.Леонтьева ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АЛЕКСЕЕМ ЛЕОНТЬЕВЫМ

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments