irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА.ВЕРНИСАЖ МЕДВЕДКИНА в Радищевском музее

     

                               НОСТАЛЬГИЯ ПО КРАСОТЕ

И снова персональная выставка Бориса Медведкина в Радищевском музее. И опять то же название, родившееся из акварели художника  прежних годов.
Ностальгия  - не только название выставки,  (и картины) но и   общее настроение его картин. Печаль его всегда  светла и обращена к хрупкой красоте  сущего. Это и  тонкие стволы деревьев, и легкий росчерк чайки над волной ,и невесомый , укутывающий    окрестности туман. Медведкин  впервые широко показал свои акварели шесть лет назад  -в  музее- усадьбе Борисова-Мусатова . В художественном училище он  учился  у Симонова,   Миловидова, Гурова, Успенского Работал в технике   линогравюры, монументальной росписи, мозаики, масла.   А   для выставки в  мусатовском  доме    отобрал акварели , созвучные по мотиву  той   великой кисти.
Говорят, Борис Евгеньевич  может передать в акварели все:  легкое свечение речной глади,   туманную дымку, переливы цвета и света  в волжских протока, жемчужную,невесть откуда берущуюся пелену.
«Волга. Утро» (1970), «Заготовка сена» (1979), «Волжский мотив» (1994), «Марьина протока» (2000) – это не просто пейзажи, на листе бумаге воспроизводящие реальные уголки природы, это поэтические высказывания, в которых художник преображает внешнюю действительность по образу и подобию своей души. Неяркий колорит, построенный на сочетании трех-четырех основных тонов, плавные контуры, тающее сфумато туманных очертаний и общее доминирование водной стихии над всеми прочими как раз и позволяют говорить о близости этих работ мистической эстетике Андрея Тарковского», - пишет в  буклете искусствовед Галина Беляева.
Сравнение Медведкина с Тарковским она последовательно проводила и на вернисаже.Тон  аналогии  задала картина, напоминающая работы старых мастеров. Написанная на стыке тысячелетий – а значит, и  эпох, она получила название «Воспоминание». Уходящая вверх перспектива, так манящая ступить на нее дорога, раскидистый дуб на солнечной стороне картины…  И странник с клюкой, выходящий  из  тенистых кущ первого плана, он уже погнут ветрами  времени, но еще готов пройти положенный ему  отрезок пути.Небольшая работа , которая несет в себе  мощное  эпическое начало…
Любимая  художником  авиация, тема пилота и неба тоже представлена. Это ранние акварели Медведкина с их романтикой «суровых будней» (одна из них публиковалась в свое время в «Правде»). Они были знакомы Борису  не понаслышке. Его брат, военный летчик, погиб, спасая город от падающего самолета.
Соотношение человека и могучей реки, будь то Волга или Ангара. Эта тема тоже волнует автора. Его поездка в Сибирь вылилась в свое время  в серию неброских по цвету,немногословных  по рисунку, выразительных работ лирического плана. Акварели Бориса  музейщики высмотрели, в основном, в мастерской художников и уговорили  его выставиться у них в 2009 году .Тогда же  целая партия работ была закуплена для Радищевского, и то, что мы  видим,в основном  - фонды музея.Собственно,  вся выставка –  будто воспоминание и печаль по уходящей  натуре.
Художник Медведкин разный, на вернисаже вспоминали его большое эпическое полотно, посвященное войне: объехало выставки разного уровня. Рожденный в Сталинграде ребенок, в эвакуации  он временно   жил в госпитале.   Раненые любили и баловали его. Однажды тот, которого звали «барабаном» (оставшийся без рук-без ног   солдат), попросил его взять винтовку , прицелиться…Мальчик мгновенно  все понял и с громким плачем выскочил  из палаты. Солдатик не хотел  больше жить, не желал  повиснуть грузом на материнской шее.   Он еще не знал, что матерям    мы нужны любые…  
Борис пишет очень  хорошие стихи о войне,   я запомнила это  ,о не вернувшемся с войны отце : « Отец, я старше стал тебя.//Войны прошедшие метели// Тому виной. Они меня // Тогда случайно  не задели».
Пепельно-тихие его пейзажи-акварели и  более насыщенные масляные картины    роднит настроение.  Последние написаны уже в нашем веке. Тема практически одна – Волга.  Художник предпочитает писать  этюды   на пленэрах,  и ,как называет  ее  искусствовед Ефим Водонос , это «честная живопись» , точно передающая то или иное состояние природы.Выставка  получилась компактная, но насыщенная и интересная.
                                                                                                                                                                                        Ирина Крайнова
                                                                                                                                                   
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments