irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

САРАТОВСКАЯ АКАДЕМДРАМА.БА.Премьера

ПРЕМЬЕРА

                                             ЯДРЕНА   ВОШЬ

Спектакль,,БА,,(театр драмы) 160 Вошь –насекомое мелкое, а кусает больно.Но лишь она может вывести молодую поросль из состояния морока,в коем та порой пребывает.

Морок — не обязательно мрак, темнота. Второе его значение, согласно толковому словарю Ушакова, что-нибудь одуряющее, очаровывающее, помрачающее рассудок. О «темном мороке цыганских песен» писал Блок.В темном мороке социальных сетей, виртуальной яви живут наши подросшие дети. До брака дело не доводят,своих детей не планируют, хорошо, если слетаются в пары. Словечко нашли подходящее случаю – гражданский брак.Хотя в былые времена оно означало брак с регистрацией,но без венчания. А то вообще довольствуются контактами «В контакте».

Оля из пьесы Юлии Тупикиной с говорящим названием «Ба» (язык, скукошенный до отдельных слогов и междометий–итог почти четвертьвекового компьютерного рабства) живет в столичной «однушке», с заботливым бухгалтером,который и готовит, и   обслуживает ее.«Оля. Лёх, а принеси чайку, плиз.

Леша встает и приносит с кухни чай, подает Оле, она молча берёт».

Потом Оля (актриса Дарья Родимова) попросит «печенек», потом он идет готовить штрудель внезапно свалившейся на них сибирской бабушке.

Интерьер Олиной квартиры –в лучших традициях офисного стиля.Все геометрично, функционально (питерский режиссер Сергей Щипицин, художник-постановщик Артем Агапов). Одинаковы ровные ряды светильников в комнате и в кухне. Ни тюля тебе , ни ковров, ни картин , ни сервизов (каменный век!) – в изобилии соковыжималки, чайники, СВЧ-печи ( все – действующее),айпады, ноутбуки.Одна со своим чудом техники на диване возлежит,другой, в наушниках, рядом пристроился(актер Григорий Алексеев).

Замечательна мимическая сцена в начале спектакля (хореограф-постановщик Резеда Гаянова).Слоняются в своей стильной берлоге два человека, по идее -самые близкие люди : собрались провести вместе остаток жизни. То сядут, то встанут , встретятся -разойдутся на вместительном диване.Но так и не сблизятся, не кинутся друг к другу. Морок, да и только…

Оля - главный добытчик в паре, выплатив кредит за машину, она погашает квартирные долги. Работа доходная - продюсер на ТВ, ее спутник – надомник,содержит виртуальный магазин.

«Мы женщину сместили.// Мы ее// Унизили до равенства с мужчиной» (Евтушенко).

Детей они не хотят… принципиально:

- На планете и так нас много уже, людей.Сейчас многие пары не рожают детей, живут счастливо для себя, занимаются друг другом, саморазвитием, - вещает подкованный бухгалтер.Любимая присказка его подруги: «Ребенок – не котенок». Большое Олино фото с черной кошкой на руках красуется у входа.

Кто о чем, а я вспомнила о своем. Как один из моих сыновей хотел завести ребенка, а взял на воспитание… котенка черно-белого окраса. Ребенок -не котенок, тут не поспоришь…

И вдруг в их налаженную, устоявшуюся московскую жизнь шумно въезжает на   санях, восседая , на сундуке , как Емеля на печи, настырная сибирская бабушка (Людмила Гришина). А с нею вместе врывается в столицу матушка провинция с ее валенками, тулупами, домоткаными кофтами,сочным говором и крепким словцом. Образ бабушки, слегка шаржированный у драматурга, еще усилен работой художника по костюмам (Марина Агапова). Мария Васильевна как с картин старинных суриковских сошла - весь ее народный костюм при ней.А на крышке сундука –вся ее изба в фотографиях, включая силача Поддубного с его царственными усами ,которого она почему-то зовет своим мужем.

Ба стелет на холодный ламинатный пол коврик ручной работы,меняет занавески модного асфальтового цвета на небесно-голубые, тащит от соседки горшки и комнатные ростки. И в доме, где все в штруделях и айпадах, крепко запахнет румяными, пышными деревенскими пирогами. Хулиганка бабушка, все перевернув вверх дном, принесет с собой свежий ветер жизни.

Не той жизни, от которой спиваются и гибнут целые селения.С ужасом говорит о ней внучка: « Я помню, как там развлекались: старшие братья дадут мелким, трехлетним, самогона, те бегают, дурные, а старшие ржут... Девки все, начиная с 14, на абортах, парни бухают, а потом пьяные на мотоциклах разбиваются, а их матери думают, где денег взять, чтобы трусы купить и зубную пасту…».А жизни еще прежней, как-то налаженной.Хотя никогда она легкой для крестьян не была. Но была там у бабушки любовь, та, что «до гробовой доски».

-Он красивый был. Как наденет рубаху – все девки сразу улыбаются. Завидовали. Он так на гармошке играл. Мог на чём хошь сыграть…Не пропадёшь с ним. Всегда знала: с ним не пропадёшь.

-Я Сережу, Олиного отца-то, воспитывала, чтоб мужик был. Он у меня и дрова колол, и свиней кормил. Дам задание – пол помыть. Раз пришла поздно – а он спит и полы не помыл, в школу как раз пошел учиться. Ничего, разбудила – вымыл. Я всегда говорила: ты мужик, ты сильный, -это она уже сына вспомнила. Был род, семья.

Муж спился, сына в сумасшедший дом отправили.Какая из бабы Мани наставница?! И кажется, что шебутная , невоздержанная на язык бабка (вон какие частушки заворачивает!), зря только рушит налаженное московское житье-бытье внучки, которая давно отсекла- вычеркнула прежнее и даже фамилию Скотинкина на благозвучную поменяла. Ее парень от бабки сбежит, девушка Оля , загуляв и запив,свою престижную работу потеряет.А ей еще кредит платить…

Финал и одновременно кульминация спектакля - Олин день рождения.Крупная, фактурная, пышная тридцатилетняя Оленька сняла , наконец,эти короткие, сильно обтягивающие «прикиды» и оказалась в простонародном, длинном,с  оборками, но очень идущим ей платье. Роскошная , в розах, шаль на плечах ( не предусмотренная драматургом) превращает ее в русскую красавицу.И сразу - очередь поклонников. Вернулся домашний мальчик Леша, явились Женя ( Александр Фильянов) и соседский йог Тихон (Игорь Игнатов), нашелся знакомый из бара Стефан ( Александр Каспаров). Последовавшее предложение от скульптора Стефана (Степана) выдержано в стилистике нашего ироничного века:

« Оля, ты видишь меня второй раз в жизни, а я тебя где-то пятый – три из них в эротических снах, но, по-моему, мы должны жить вместе.

Маша. Уууууу!( изображает дикий восторг –И.К.)

Степан. Ты спросишь, почему. Ну, во-первых, у меня квартира в три раза больше твоей. Во-вторых, у меня сильные руки и я умею делать хороший массаж – ты знаешь. А в-третьих, мы оба хотим ребёнка».

Пьеса кажется очень простой, окончательное решение ее проблем - как будто  тоже . Оля, конечно, вернется к Леше, с которым ей так привычно. «Как два бодрых пенсионера», они бы  «йогой занимались, питались бы правильно, путешествовали».У нее порой сил нет унитаз почистить, а он и канапе из семги сварганит,если что.

-Ненавижу слабое. Я и в огороде всегда заговор читала. Сильный заговор. Слабое всё погибало,жуки дохли. Всех слабых изгоняет, всех плохих, очень сильный заговор, - бабушка читает свой заговор в начале спектакля   - и внезапно уходит из дома ручной , домашний Леша.По пьесе она читает заговор «на жуков» и в финале - бросив Оле матерное слово, «бодрый молодой пенсионер» Леша уходит окончательно . В спектакле обошлись без второго заговора и без последнего слова.И так все ясно.Леша хороший парень, но уж сильно озабочен проблемой перенаселения планеты – у Степана сильные руки,  и он просто хочет от Оли ребенка. Не вдаваясь в мировые проблемы. Если начнет в них вдаваться… то и жизнь на Земле закончится.

     А знаешь: я ведь плюнула давно

    на жизнь свою... И вдруг так огорошить!

   Мужчина в юбке. Ломовая лошадь.

  И вдруг — я снова женщина... Смешно? ( снова старомодный Евтушенко)

Жанр спектакля петербургской постановочной командой ( очень, кстати,молодой) определен как комедия.Здесь много узнаваемых ситуаций,хорошего юмора. Есть общие места, сильно мелодраматизированные моменты, связанные с линией Олиной мамы ( Светлана Москвина)- красивой ,гулящей, не поладившей с уголовным кодексом. Оставшись у разбитого корыта, она как водится, раскаивается и ищет поддержки у взрослой дочери. Но у кого не защемит сердце, когда, вопреки себе ( матерью брошенной) ,Оля непослушными губами произнесет первое дочернее «люблю»?

Кое-где сквозит нарочитая грубость.Никто меня никогда не убедит, что без мата русскую деревню не покажешь. А как же Шолохов, Распутин,Абрамов? Аналоги в языке имеются. Та же «ядрена вошь».

Монологи бабушки нескончаемы и кажутся избитыми. Но они - как древние заговоры, молитвы. Вслушивайся-не вслушивайся,а что-то дойдет,в голове останется. И уж точно – в сердце. Баба Маня читает их монотонным голосом («Отсох суходол, повёл суховей, сгинь, сгний, прочь, в ночь, здесь горькая осина, а там – мёд-малина, иди, гуляй, дороги обратно не знай»!), пробуждая внучку от того морока полуреальной жизни,в который она погрузилась. И Оля заговорит с сибирским акцентом, засмеется по –простому,как дома на завалинке ,мамины скромные обновы на себя примерит.

Полно, бабушка ли то была ,а не сибирский ли их домовой, принявший бабушкино обличье? Дух дома, матриарх рода в узорной шапочке и шали с черной бахромой …Бабушка народной артистки России Гришиной - крошечная,   сухонькая, строгая и  очень обаятельная: всех приветит, обогреет ,в себя влюбит. А уж кого она невзлюбит.. .мала вошь, а кусает больно.
Все играют очень хорошо , Гришина - просто живет на сцене, уютно,ладно, по-сибирски домовито. Под занавес молодые артисты спешат обнять свою бабушку, прижаться к ее теплым бокам.
Много здесь музыки - Артемьева, Сергея Никитина, Мокроусова, и руслановская песня, и рисковые сельские частушки, зарубежные группы. Лейтмотивом идет почти уже народная «Москва не сразу строилась». И Оля,и бабушка ее, и мама (тоже ведь явится!)из тех, кто в столицу нашу «понаехали», но корней не позабыли.

Простая ведь совсем пьеса, а  - вон же,держит как-то, ворожит. Бабушкины штуки?..Начинающий драматург получила за нее награду   престижного конкурса Евразия. Сама-то Юля  из Сибири , только живет в Москве. И ребеночка родить успела, хоть нас на земле хватает.

Ирина Крайнова, фото предоставлено Алексеем Леонтьевым

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments