
ТАМ ЖИВУТ ЧУЖИЕ ГОСПОДА…
По-московски растягивал слова высокий голос на пластинке.
Вообще-то высокие голоса я не очень люблю, хоть мужские, хоть женские. Но Вертинский брал не голосом. Тонкой душевностью, истинной интеллигентностью, изящным артистизмом.Странно ли, что выставка, ему посвященная, собрала в Фединском музее толпы зрителей. Собранная из фондов Государственного литературного музея («Александр Вертинский. Легенда века») ,созданная к 125-летию великого артиста, она экспонировалась в городах России и различных европейских странах. В Саратове пробудет до 13 марта .
В экспозиции представлены стихи, ноты его песен, трогательно издававшихся в Париже - по одной, нотными тетрадками, афиши ,пластинки, редкие снимки, письма, книги его и о нем. С насыщенной, нелегкой жизнью артиста нас познакомили на обзорной экскурсии. Родился в Киеве в семье юриста, в раннем детстве потерял родителей и, разлученный с сестрой, ( ему сказали, что она умерла) воспитывался у чужих; в гимназии,как многие творческие натуры,учился неважно. Рано ушел из нее и стал статистом в театре.А мечтал о МХАТе –театре номер один в России. В мхатовскую школу-студию его не приняли за его «неправильную» речь. Вертинский из тех больших артистов, кто сделал себя сам - силой характера и таланта.
В начале прошлого века он был невероятно популярен. Его песенки-монологи от лица смешного и печального,всеми обижаемого Пьеро, звучали проникновенно и артистично. Мы знаем и другого Вертинского – автора пронзительных стихов о расстрелянных в 17 - году юнкерах ( («Я не знаю зачем и кому это нужно…»).В мировую войну он добровольцем пошел на фронт, занимался очень тяжелой работой - как санитар сделал рекордное количество перевязок. Октябрьская революция заставляет его отправиться в «чужие города»…
Выставка состоит из четырех основных разделов. Первый знакомит с дореволюционным творчеством Александра Николаевича. В разделе «Эмиграция. Чужие города. Международная популярность» - материалы о годах скитаний вдали от Родины, концертах в культурных столицах мира – Константинополе, Бухаресте, Берлине, Париже, Нью-Йорке, Сан-Франциско. Третий раздел - о довольно долгой его жизни в Шанхае, о знакомстве с юной красавицей грузинских кровей, когда «любовь выскочила перед нами, … и поразила сразу обоих». «Раздел «Семья и творчество последнего периода» - о возвращении семьи Вертинских на родину. Актер грезил о русских ненастьях все эти годы, предпочитая их тропическому пиршеству красок.
На открытии выставки мы узнали о приезде Вертинского в наш город и о том, что не была сделана афиша. Билеты раскупили так быстро, что афишу просто не успели напечатать.
Слава Вертинского в Советском Союзе была ничуть не меньше, чем в царской России .Но пресса и эфир хранили молчание. Это было очень обидно, и он писал министру культуры: «Где-то там, наверху всё ещё делают вид, что я не вернулся, что меня нет в стране. Обо мне не пишут и не говорят ни слова. Газетчики и журналисты говорят: «Нет сигнала». Вероятно, его и не будет. А между тем я есть! Меня любит народ (Простите мне эту смелость). Я уже по 4-му и 5-му разу объехал нашу страну, я заканчиваю третью тысячу концертов!..»
Нынешняя выставка Памяти, объехавшая полстраны и Европу, отчасти исправляют эту вопиющую несправедливость. Вертинский по-прежнему почитаем и любим. Хорошо на вернисаже пели его песни актрисы. Особенно - педагог театрального института Светлана Никулина . Получилась своя версия знаменитой песни про дочек.А когда мы уже уходили с выставки, сотрудницы включили запись с концертов самого певца. Неподражаем!
Ирина Крайнова
