irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ФЕДИНСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ. Круглый стол : Лермонтов - Врубель



                       В СИЯНИИ НЕУТОЛЕННЫХ ГЛАЗ…
В  этом году исполняется  175 лет со дня гибели Лермонтова и 160 лет  со дня рождения Врубеля.
Этим двум вехам в истории русского искусства, соединенным в  образе мятущегося Демона,  посвящался Круглый стол в Фединском музее. Назывался он «Духовные и творческие взаимосвязи: М. Лермонтов и М. Врубель» и проходил в рамках совместного проекта музея Федина и Саратовского художественного музея им. Радищева. Вела заседание филолог, замдиректора музея Елена Мазанова.Как   считает Елена Артуровна, одной из главных тем в  творчестве поэта и художника стала тема Демона. « Образ Демона является не только лирическим героем произведений Лермонтова и Врубеля, но определенной художественной формой философского мировосприятия. Мы можем с уверенностью говорить, что гениальная поэма Лермонтова «Демон» и поразительные врубелевские рисунки к ней стали вершинами в творчестве обоих мастеров».
Познакомив  слушателей с основными вехами их биографии, ведущая дала слово  участникам обсуждения: ученым-филологам, искусствоведам, поэтам, художникам, музейным сотрудникам. Стол проходил в форме свободного обсуждения,  версии высказывались самые различные.От трагичности и усложненности мировоззрения поэта и художника неожиданно перешли к военной службе Лермонтова, причем  выступающий настаивал на том, что тот был «настоящий поручик».Никто   и не сомневается в личной храбрости гусара Лермонтова, однако прежде всего он был мыслитель  и поэт.
Конечно, в обсуждениях всплыла  «вечная» тема, кто  же более великий из двух наших величайших поэтов. Приводились  высказывания  философов начала прошлого века , что «Лермонтов-де, был гениальнее Пушкина ». Мне кажется, сравнивать их между собой по величине так  же нелепо, как мерить два светила -   самые яркие звезды на ночном небосводе. У каждого свой свет, своя орбита.
Художник и лидер хвалынского движения Владимир Мошников  в обширном и  содержательном  сообщении показал срез творчества Врубеля  на основе его картин и фресок, проведя свой анализ. «Приговор» Владимира Александровича   идейным исканиям символиста  строг.
Увлекаясь философской глубиной темы,  надо бы помнить, что художники и поэты серебряного века были натуры сомневающиеся и ищущие. Время такое было. Только юный поручик, живший раньше Врубеля, сумел, видимо, обуздать своих демонов  («Ночь тиха.Пустыня внемлет богу,//И душа с душою  говорит…», - это  тоже Лермонтов). А  больной, измученный художник  - не смог.

Очень интересным было сообщение замдиректора Радищевского музея Людмилы Пашковой  о саратовских  адресах Врубеля.  В наш город перевели его отца-военного. Гимназию мальчик не посещал – занимался  частным образом. Жили они в казармах  у вокзала, где теперь, по неслучайной случайности, располагается художественное училище. Выступившая затем  сотрудница музея им Радищева познакомила с двумя работами Врубеля, имеющихся в  его богатой коллекции. Но тема романтического, реалистического и символического  у Лермонтова и Врубеля показалась мне далеко не исчерпанной. Порассуждать бы еще  на эту тему, послушать подробный  искусствоведческий анализ чудных врубелевских картин…
                                                                                                                                      Ирина Крайнова, фото с сайтов



 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments