irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ФЕДИНСКИЕ ЧТЕНИЯ. Чехов, Достоевский, Серебряный век


        САМЫЕ ТАЙНЫЕ ТАЙНЫ


… раскроются ,если за дело берутся талантливые и упорные исследователи. А именно такие собрались на очередные Фединские чтения в нашем литературном музее.
Научно-практический семинар назывался маняще загадочно: «Музейные расследования:  тайны и открытия». Вела его Ирина Кабанова, заместитель директора музея К.А. Федина по научной работе. А что может увлекательней научного поиска, его загадок, заблуждений и находок? Как поведала нам Ирина Эриковна, и музейные сотрудники  такие открытия совершают: «опираясь на подлинный документ, изучая его в контексте эпохи, ведут захватывающие расследования – краткие и растягивающиеся на долгие годы, успешные или приводящие к новым загадкам».
Такое открытие сделала  молодая  сотрудница фединского  музея. А все началось с фотографии Владимира  Короленко с его  автографом от 1915 года. Писатель  не относился к кругу друзей  и знакомых Федина, да и в те годы  тот жил в Германии. Как же его фотоснимок  попал в музей? Имелась в фондах еще одна  фотография Короленко  -  в одном   украинском имении  собралась тогда  веселая компания.
Откуда же снимки? Ниточка потянулась к подруге Федина последних лет Ольге Михайловой . Оказывается, ее  семья владела в начале 20 века имением  по соседству с тем , что  изображено фотографии. А та  милая девочка в светлом платье, сфотографированная  рядом с  красивой нарядной женщиной    и известным писателем, она  и есть маленькая Оля (потом подружится и  с другим).  Короленко мог подарить свои фотографии ее матери.
Потом   участники чтений прошли вверх  по лестнице  и увидели экспресс-выставку «История одной фотографии: к 95-летию со дня смерти В.Г. Короленко» (из цикла «Открываем фонды»).
Необычно было  и то, что на сей раз  нам дали очень сжатую программу чтений. Те, у кого были какие-то  важные открытия,  могли выступить  сами , в режиме свободного микрофона. Так, мы услышали  интересные  сообщения сотрудниц  из музея-усадьбы Борисова- Мусатова и  из краеведческого музея.
Затем слово перешло к москвичам. Ведущие сотрудники Государственного литературного музея познакомили аудиторию со  своими открытиями  в фондах крупнейшего  русского литературного музея. Трое  серьезных ученых, все - великолепные рассказчики, эмоциональные, ироничные, харизматичные, - два дня рассказывали о создании экспозиций  по Чехову, Достоевскому, Серебряному веку. И поверьте, это было увлекательней любого приключенческого романа!
Сначала Эрнест Орлов, заместитель директора Литературного музея по научной работе (он  у нас впервые)  озвучил тему «Чеховские музеи: в поисках аутентичности мемориального пространства».  И умудрился одновременно  сообщить о создании четырех музеев Чехова. В Москве,в Ялте,в Таганроге и в Мелихове.Больше всего меня поразила история Мелихова, где, как говорится,  камня на камне не оставалось от  чеховского дома  («помогли» и крестьяне, потихоньку  таскавшие по бревнышку).Все воссоздавалось и собиралось заново. Поведал  нам Эрнест Дмитриевич и музейные мифы  - интереснейшую  составляющую музейной жизни.Он много лет проработал в Мелихове,  хорошо  его изучил. Любопытно, что родственники и наследники великих  сами очень любят создавать  легенды и мифы – особенно о вещах, отнюдь  не принадлежавших их именитым предкам.
Литературная гостиная «Что такое эта скрипка…» завершила  этот чудный день (кстати, она проходила в зале серебряного века!) О поэзии  начала прошлого столетия  - изящно, живописно, вдохновенно  - рассказывал Михаил   Шапошников, заведующий отделом «Музей Серебряного века» ГЛМ. Когда-то в этом доме на Мещанской Брюсов снимал квартиру на первом этаже. Михаил Борисович, владеющими еще и  тайнами художественного чтения (кроме музейных тайн), мощно читал стихи Брюсова, и Бальмонта, и Блока. Анализируя  короткую эпоху  перед революцией, создавшую   такой небывалый  взлет  и спектр  литературных направлений, исследователь  назвал ее усталой, а  творческую энергию ее создателей – игрой. Так и не выросшие  дети, они  ссорились,враждовали, резвились, влюблялись, но как-то понарошку, словно  уже провидя будущие катаклизмы. Точно сказал об этом времени Вячеслав Иванов: «Играет в куклы жизнь - игры дороже свечи,  и улыбается под сотней масок  - Смерть»…
А на другое утро проходила творческая встреча с Павлом Фокиным, ведущим научным сотрудником ГЛМ, хорошо известным в Саратове, любимым нашим гостем. Он в свое время создал серию «Писатели без глянца», издавал одну за другой  эти занимательнейшие  книги , привозил часть из них к фединцам.Теперь Павел Евгеньевич  поведал  нам о Достоевском.  В названии его  сообщения   - умелая  игра слов: «Дом на Божедомке – гений места гения». За два часа он сумел полностью переориентировать аудиторию с мысли, что Достоевский  - гений Петербурга, на… матушку Москву.
Первые 16 лет жизни там – самые важные для   закладывания характера и мировоззрения  будущего писателя,  они  не прошли  для него  даром.Здесь  маленький Федор каждый день, выходя из двери, крестил лоб на Петропавловскую церковь напротив дома , здесь в окно он видел гуляющих по садику обитателей больницы для бедных, а  каждый вечер  слушал рассказы  медика отца и его товарищей…Странно ли, что первое произведение Достоевского называлось «Бедные люди», и социальное неравенство, а  также религия с ее  вечными вопросами  прочно вошли в его жизнь.
Фединские чтения и  всегда интересны, как интересна всякая  свежая научная   идея , нестандартный ход мыслей.  А в этом году они были особенные. Но следующий год  -юбилейный для Константина Александровича. То ли еще будет…
                                                                                                                                                Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments