irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Театр драмы им.Слонова .Дипломный спектакль "Собака на сене"

 

                    ЛЮБОВЬЮ ОСКОРБИТЬ НЕЛЬЗЯ

Чудную комедию Лопе де Вега показали на сцене саратовской драмы ученики  народного артиста России Александра Галко ( театральный институт)
Мэтр любит находить  в зарубежной классике малоизвестные вещи.На сей раз он сделал исключение, взяв к постановке пьесу  слишком даже известную. «Собака на сене» в киноверсии Фрида, снятая тому почти 40 лет, идет  до сих пор, продолжая восхищать   своим смелым, звучным  поединком самолюбий и влюбленностей. «Собака на сене» (буквально «Собака садовника»)  великого испанца
Лопе де Веги увидела свет  примерно пять  веков назад. Переиздавалась под заголовками «Любить при виде любви» и «Графиня де Бельфлор». Окончательное название – часть испанской пословицы, близкой  к нашему  выражению: «Собака на сене, сама не ест и другим не даёт».
Изумительно перевел  ее
Михаил Лозинский . В таком  поэтичном переводе мы и услышали спектакль  профессора Галко.В главной роли -Эльвира Иртуганова.Не далее,как полгода назад, я писала, впервые увидев ее в  студенческом спектакле «Вот так мы учимся»: «Многих, очень еще многих сведет с ума Кармен-Эльвира Иртуганова и Эльвира Иртуганова (читай, Кармен). Потому что это тот самый случай, когда яркие  внешние данные актрисы, ее  взрывной темперамент совпадают с  теми, что заданы ей  ролью. Эльвира всего лишь третьекурсница Саратовского  театрального института,  но она ученица  самого Александра Галко, народного артиста России, сильнейшего в настоящее время мастера…»
Казалось бы, такой  темперамент  больше годится для открытых, природных характеров. А тут  - Диана, молодая
неаполитанская вдова, высокородная и высокомерная, застегнутая на все пуговицы этикета и графского титула так, что   похожа на застывший кусок льда. Однако  Эльвира прекрасно справляется и с этой ролью, рисуя графиню де Бельфлор  безукоризненно аристократичной, изумительно  красивой дамой, для которой честь -  «верховный закон». Из ревности внезапно  родится ее чувство   к секретарю Теодоро,  симпатичному ,умному, образованному, но низкородному  - вот досада!
Тамошнего неаполитанского мачо  (а действие происходит вроде  бы  на Сицилии),  озадаченного  выходками графини,  с легкой иронией изображает
Илья Кузнецов . Но взоры его все  дольше останавливаются на прекрасной Диане,   он умеет показать любовь.Их  словесные поединки полны  чувственности, юмора , пряного запаха испанского юга. Но  в какой-то момент они оба «ломаются» и начинают играть сантименты и разлуку. Причем сантиментов на квадратный сантиметр сцены  там значительно больше, чем нужно.А ведь  хозяйка замка продолжает притягивать и - отталкивать от себя Теодоро  до самого  его мифического обретения знатного отца.
Смотрите, как иронично  решена драматургом   сцена прощания: «Диана. Когда же вы уйдете? Скоро? –Теодоро. Сейчас –Диана. Постойте…Нет, уйдите…Послушайте – Теодоро. Я здесь, я жду – Диана. Нет, нет, идите. – Теодоро. Я иду  - Диана….Вы не ушли? – Теодоро. Теперь ушел». Он еще вернется для нескольких подобных реплик, бросив напоследок: «Желаю счастья вашей чести». Да, тиски  фамильной гордыни держат графиню крепко.   Артистка сумела показать эту внутреннюю борьбу.
Хороша здесь  и  Марсела, уязвленная  предательством Теодоро (Ирина Турова), забавны прыгающие кузнечиками Федерико и Рикардо  (Сергей Ванин и Никита Матризаев) со смешными коками и бородками клинышком. Светская учтивость  пластикой в постановке Алексея Кривеги доведена здесь  до абсурда.Но бесспорно  главная пружина действия – обаятельный нахал Тристан в исполнении
Станислава Лукинова (лучший образец  «грасьосо»).Он не так циничен и груб, как его киноэкранный аналог, жизнь  знает неплохо, ловок невероятно и легко  вытаскивает господина из всех переделок, одарив того в финале   графским титулом.
Постановщик сознательно уходит от давно ставших шлягерами песен Гладкова, написанных для  «Собаки на сене». Музыка Испании ( и причем здесь Неаполь?!)  узнаваемо звучит  в быстрых гитарных переборах. Декорации обобщенные: старинный парк с  мраморными лестницами и зелеными  вьюнами плюща. А  как  хороши наряды   дворцовых слуг и знатных особ ( художник Юрий Наместников). Диана носит невозможно  изысканные платья – кофейно-молочное, с нежными,  такого  же цвета    кружевами и   черно-белое,  прихотливое,  в тон избраннику ее сердца.
Выражения из пьесы давно разошлись на цитаты: «Целую ваши  ноги»,«Кто мало видел – много плачет»… А эта  премудрость пришла к нам от  самой Дианы: «Любовью оскорбить нельзя». Кто  и когда  тебя б  ни любил, он достоин уважения.
Первый в России «Собаку на сене»  поставил в 1891 году
Александринский театр (бенефис  знаменитой Марии Савиной). Через два года  комедию Лопе де Веги сыграл Малый театр. Театроведы выделяют  постановку Ленинградского театра комедии в 1936 году (режиссёр Николай Акимов)  и Московского театра революции 1937 года  с Дианой — Марией Бабановой.Сейчас  пьеса великого испанца идет в Московском театре Вахтангова ,  в нескольких провинциальных театрах.   И всё ,много ее не ставят,  ведь такие  тонкие,блестящие словесно-любовные баталии  по плечу  теперь далеко не всем  актерам,   тем более нынешним  зрителям. Галко рискнул  - и не промахнулся.
                                                                                                        Ирина Крайнова, фото с сайта театра



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments