irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТРИО-СОНАТА. Концерт с Маттиасом Хавинга



                  И ДИВНЫЙ ВАЛЬС ЗВУЧАЛ ДЛЯ НАС…
Хотя началось все, конечно,  не с вальсов

Какой уважающий себя органист   оставит свое выступление   без «отченаш» каждого,который избрал своим инструментом орган? И Маттиас Хавинга , молодой,  чрезвычайно одаренный  голландский гость, много и выразительно играл  фантазии и фуги великого немца.Но начал он все-таки с пленительной, пьянящей лучше любого вина музыки Вивальди, его  концертом Весна из Времен года.
Во -первых, за окном действительно поспешно вступает в свои права весна. А во-вторых, снова приехав в  наш город по приглашению Саратовского фонда «Новая музыка», Маттиас  опять играл в ансамбле с чудесными музыкантами «Трио-сонаты». А  для  ансамбля  виртуозного гобоиста Владимира Скляренко рыжий монах Антонио с его многокрасочной и  яркой музыкальной палитрой  как отец родной.Ведь наши гобой,виолончель (Людочка Домбровски) и клавесин (Елена Лельчук) играют барокко так , словно сами   вышли из того времени – прекрасных дам, роскошных нарядов, пылающих  любовью сердец.
Напомним, что Маттиас  - штатный органист церкви Купел в Амстердаме (там гигантский купол,отсюда его название),  хранитель знаменитого исторического органа Bath-organ. Бывал с концертами  в  Европе,в Австралии,  в Америке.Игра его очень вдохновенная, техничная,  действует на слушателей завораживающе.
Во втором отделении зазвучали   пленительная соната Мендельсона,   малоизвестный вальс Чайковского. Ноты последнего   принесли  замечательной пианистке Елене Лельчук  художники Дубововы. И она , аранжировав его  вместе с коллегами,  сыграла в квартете эту дивную вальсовую  мелодию. Жан Ален с его трогательной Литанией (Молитвой) для органа...Захватывающая дух Интродукция из Кармен Бизе –   стремительно исполненная  в блестящем дуэте рояля и органа…
Вел концерт наш золотой гобой, именинник в тот день Владимир Скляренко. Было и интересно, и забавно,и поэтично – как всегда. Начал он  конферанс стихами,как нельзя лучше подходящими к этому времени года: «Вчера- февраль, Сегодня – март… И подставляй теплу ладони».
Концерта прошел "на ура" – артистов задарили цветами , публика жаждала  еще пообщаться с  северным гостем, сфотографироваться с ним .Маттиас, добродушный  и терпеливый,   благосклонно принимал  все просьбы, пока фанаты «Трио-сонаты» ( в основном, дантисты  с  чудесной Верочкой) собирали за сценой  изумительный по изяществу фуршет.Мы поздравили  нашего дорогого  именинника,  я прочла  свою поздравлялку ("Возвышенно играет скрипка,//И чуден труб органных строй.//Но ждем мы с мягкою улыбкой, //Когда же вступит наш гобой...И голос нежный и зовущий //Его над тьмой веков взлетит –// Не сон, не райские нам кущи,// А радость тихую сулит,//Отдохновенье  от тревог,// Чудесные луга и дали…// Все, что великие создали –// Всем одарит гобоя Бог!// И лучше сможет кто едва ли…"). А в антракте между тостами немного поговорила с  голландским гостем.
Маттиас рассказал мне, что за год (был у нас в  прошлом феврале) побывал  с концертами в США, Испании, Польше, Германии, Финляндии , других странах . Он даже затруднился сразу  назвать все охваченные им страны. Русскую музыку знает  и любит. Исполнял  Шостаковича из  оперы «Леди Макбет Мценского уезда» (бедный голландец так и не осилил полностью ее  тяжкого названия), что очень непростое дело. На пианино сыграл  Рахманинова. Володя говорил, что Маттиас сочиняет  и свою музыку.Но  более чем скромный гость  утверждает , что это  всего  лишь импровизации,  которые он играет в соборах.
Зимой 2015 года   они с Володей  рискнули ступить  на волжский лед, правда – у берега. Известно, что  голландцы превосходно катаются  на коньках  (вспомним книгу «Серебряные коньки).Но зимы у нас уже не «коньковые» пошли.   К счастью,в этом году  своих  смелых экспериментов любимые  музыканты  не повторяли. Лед был ненадежный, в частых  трещинах.  Недавно  прошел ледокол и разогнал его на десятки метров, хотя на календаре  только  начало марта.Хорошо бы  Маттиасу приехать в мае и увидеть нашу могучую «матушку» во всей ее мощи...


    Дополнила информацию о нашем молодом голландском друге Леночка Лельчук :

Маттиас с осени 2015г.является титулярным органистом ещё одной,пожалуй, самой значимой для Амстердама и истории Старой Церкви (Oude Kerk),где играет на орган,е к которому прикасались великие Ян Питерзон Свелинг и Густав Леонард, видит,как в полдень на могильной плите Саскии -жены Рембранта,находящейся на полу, неизвестно откуда появляется яркий луч света...А ещё Маттиас -доцент Амстердамской Консерватории,и думаю,музыкальная педагогика ему очень близка,именно поэтому так интересно прошла его встреча с юными талантами  в  Школе для одаренных детей при Саратовской Консерватории.


                                                                                                                                                                Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments