irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ФЕДИНСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ.Вечер памяти Вертинского

                                         


                                    ПЬЕРО РУССКОЙ СЦЕНЫ
   Вечер памяти Вертинского  в  режиме  «свободного микрофона» собрал столько  желающих поговорить на эту тему –  знай, только стулья носили  на экспозицию
Так Фединский музей прощался с выставкой к юбилею Вертинского из Центрального Литературного музея и  из наших фондов .Выставкой совершенно уникальных фотоснимков, книжек, нот…
«Свободный микрофон» предполагал  краткие  сообщения зрителей на тему «Мой Вертинский». Нельзя сказать, что  они все были краткие и «по теме». Зачем-то нам загадали загадку, как связан Саратов с Вертинским, и рассказали историю принцессы, казненной  в Великую Французскую революцию. «Голова madame de Lamballe», только не отрубленная  еще, украшает одну из миниатюр, хранящуюся в Радищевском музее.Так что  точнее было бы спросить, как  перекликается история  песни  выдающегося актера с нашим музеем.
Неудачные были  и попытки   «попеть» его репертуар. И  не потому, что под гитару  он не звучит. Иной тут  тембр, иной ритм, отсутствие интонации –  чудной,неповторимой интонации Вертинского. Интересно выступил пожилой военный,    удачно включил в канву вечера записи песен  в исполнении Александра Николаевича (слушали б мы  да слушали самого героя выставки !), но отрывки  из радиопередачи выступающего  были слишком  большие, к тому же  -  отдающие советским идеологическим нафталином.
Куда лучше пошли стихи Вертинского в исполнении зрителей. Студентка института филологии и журналистики точно расставила смысловые и ритмические акценты.Актеры Ольга и Юрий Лапшины показали очень удачную  мини-программу,  прочитав по очереди «лирический дневник» Пьеро русской сцены. Добрался до музея и  85-летний саратовец, который попал на концерт Вертинского в нашем городе в 1954 году ( а было  их три).Он тогда учился в автодорожном  институте (так назывался будущий политех), подружки повели его  на творческий вечер  артиста. И тот на всю жизнь запомнил необыкновенные руки маэстро. Руки-птицы, руки- крылья.  Своей изумительной пластикой Вертинский  говорил куда красноречивей слов…
В конце вечера ведущая по нашим многочисленным просьбам  провела  экскурсию по экспозиции – видимо, одну из последних перед ее закрытием. И это было так увлекательно!
Вот что пишет Валерий Бондаренко  о начале  эпохи Вертинского-актера: «Денег, как и перспектив, нет, как нет…  Наконец, хозяйка Арцыбушевского театра предлагает ему сделать номер для ревю в ее заведении. В качестве гонорара фигурируют борщ и котлеты за ее обеденным столом… Вскоре Вертинский выходит на сцену в белом балахоне Пьеро, при мертвенном «лунном» свете и исполняет несколько своих номеров. И – чудо свершилось! – он замечен прессой и публикой… «Остроумный и жеманный Александр Вертинский» (отзыв тогдашнего рецензента) нашел ли свое время, или время нашло его, – но образ печального, лукавого и изысканного паяца очень точно выразил дух эпохи, полной тревожных предчувствий в поисках новых форм жизни и искусства…»
Печальный, лукавый, изысканный – лучше  не скажешь. За то и любим.
                                                                                                                              Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments