irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. НАТАЛЬЯ ЧЕЧНЕВА. ВЫСТАВКА.

ВЕРНИСАЖ

                                                  БЕРЕГ ЭТОТ  И ТОТ              


Гнутов 001

В Радищевском музее открылась выставка замечательной саратовской художницы,матриарха саратовской школы и пленэрной живописи Наталии Чечневой.

И я очень рада этому событию. У нас здесь часто устраиваются выставки столичных гостей,и не так часто - лучших местных талантов . Наталия Александровна – заслуженный художник России.Никуда не денешься- династия, гены, талант, взращенный в благодатной среде. Она дочь известного саратовского художника Александра Чечнева .

Александр Никитич одинаково успешно работал в живописи и в графике, в монументальном искусстве, как театральный художник и книжный график Приволжского издательства.А еще он был настоящий волгарь, и с ранней весны уезжал на острова. Волге посвящены многие его работы. В те времена строился мост самый большой в Европе. Чечнев с этюдником в руках старался запечатлеть все этапы стройки.

Немалый дар живописца и графика, любовь отца к великой реке и волжскому пейзажу унаследовала дочь. На вернисаже ей задали вопрос, почему Волга. Почему так много реки на ее полотнах, да и название выставки речное –«Берега».Наталья Александровна даже удивилась.Волга – это наша жизнь. Девочка всегда жила близко от нее. Даже с уроков сбегала, чтобы поглядеть на ее разливы или закованные в льды просторы.

Родители видели Наташу только переводчицей.После окончания художественной школы она, по настоянию мамы ( та преподавала французский язык), поступает на романо-германское отделение университета.Однако все у нее было связано с Волгой-Волженькой : и дача в Затоне, и огород на Зеленом, на острова всей семьей ездили отдыхать, когда своя дочка у Наташи появилась. А в детстве она любила переправляться с отцом на лодке, отлично плавала, гребла. И в конце концов решила перейти в художественное училище. От таланта не скроешься.

Муж Юрий Вальков тоже художник.Вместе с отцом и мужем Наталья Чечнева занимается монументальным искусством. Это труд тяжелый физически, невероятно кропотливый,в любую погоду,на морозе и зное.Мозаичное панно на здании правительства,оформление городского телеграфа, витражи в «Теремке» -это все их работа.

Живописные ,графические, акварельные произведения, гуашь, линогравюры - все попробовала художница Чечнева, все сумела. К своему стилю в живописи приходит не скоро. Остановилась на станковой живописи и на волжской теме, которая ей, конечно же, своя.Столько воздуха, света, чуть приглушенного нашей атмосферой, которая сильно отличается от других мест, нет ни у кого из саратовцев. Кажется,на ее картинах видны даже легкие паутинки,витающие в воздухе. И самое живое, «движущееся» небо с громадами облаков - у Чечневой.

На выставке в Радищевском музее мы увидели работы более поздние - 90-х-2000-х годов. Изредка встречаются ранние, как «Ночь на Волге»(1975 год).Здесь мазок еще широкий свободный, вертикали горы ритмически перекликаются с диагоналями сизых облаков и тихо набегающими горизонталями розовой закатной воды. Потом мазок художницы станет легче, ажурней, невесомей.Искусствоведы заговорят о камерности ее пейзажного виденья, о соединении значимого , проработанного переднего плана и широкой перспективной распахнутости фона.

Дивно получаются у Чечневой пейзажи-натюрморты. Эти весенне-осенне-летние букеты на столе, где фоном - весь простор, вся ширь просыпающейся или уходящей на покой реки. Дивные букеты зритель увидел и на новой выставке.Ее знаменитый Натюрморт с арбузом.Это уже классика жанра. Так нежны мелкие осенние цветочки среди солнечных на просвет листьев клена, тронутых уже природой увяданья, столь ал и изыскан бархат арбузного кафтана. А сзади – речка движется и не движется, вся из перламутровых цветов и оттенков.

Тонкий колорист,безукоризненный стилист , Чечнева вносит в свои натюрморты глубокие лиловые и зеленые тона.Как в «Цветах на солнце» (2012 год). Написаныони, возможно,за тем же столом,у той же дачки.А Волга здесь уже другая - сильная,пенистая, крутящая темные воды. Ее композиции замечательно контрастируют с зимними пейзажами, где снег уже последний,изчезающий, непрочный.

Чечнева - признанный мастер и городского пейзажа. Запоминается серия Свято-Троицкого собора, который она очень любит и пишет в разное время дня и года.Часто- вдвоем с Ладой Вальковой, ее талантливой дочерью. Только у Лады палитра более высветленная,выбеленная. Город Борисова-Мусатова, чему ж дивиться.

Много у Чечневой осени, которая всегда нарядно убирает наш город,как добрая хозяйка свой дом.И очень много воды.Эта картина уже вошла в собрание Радищевского музея.Озябшие за зиму, неодетые пока деревья среди волжского разлива. Сиро,серо? – но не у Натальи Александровны! Мозаично красивое небо дублируется в водных рябях, голубых, розовых, сиреневых, каких угодно.

У меня дома хранится картина Чечневой «Летний день» -в изящных переливах цвета, в трепетании невесомой листвы над рекой – рекой ее жизни..

Берега, берега... Берег этот и тот.
Между ними - река моей жизни…

Там, за быстрой рекой, что течёт по судьбе,
Свое сердце навек я оставил, -
пел на теплоходе ранним осенним вечером преподаватель политеха Соловьев. Пел так, что не пролить слезу было невозможно.

Художница Чечнева тоже видит тот,невидимый нам берег Волги, где все нежнее, тоньше, чудеснее во сто крат. И потом нам его на картинах предъявляет.А мы ахаем и удивляемся. Как же мы сами такой красоты не заметили?
А на том берегу незабудки цветут,
А на том берегу звёзд весенний салют.
А на том берегу мой костёр не погас,
А на том берегу было всё в первый раз…

Ирина Крайнова, фото автора



папка Гнутов 001
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments