irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА. 25 лет выпуска из СХУ



                                        ИХ ВЫПУСТИЛИ В НИКУДА
Выпуск 1991 года – первый, оставшийся  без назначений и прикреплений к определенному месту работы.Тем более, группа А – не оформители даже, а  станковисты, живописцы.
Кому они были нужны в стране, испытывающей  шоковую терапию ( точнее  - хирургию), ставшей   пешкой в  играх народных избранников…Но они не затерялись, остались в искусстве, выпускники  самого трудного года нашей новейшей истории. И теперь собрались в  Саратовском художественном училище на совместную юбилейную выставку.
Мельниковы - муж и жена, оба интересные живописцы, уходящие в  декоративизм и наивизм; близкий своими поисками к  художникам начала  прошлого века Саков, продолжатель традиций  саратовского городского пейзажа Глубоков…Большие площади училища позволили представить их творчество масштабно.
Когда-то я писала о выставке  Ирины и Андрея в  Доме работников искусств:  «Настоящее знойное лето в картинах и батиках четы Мельниковых. У Ирины оно цветистое, луговое, в изменчивости разнотравья, у  Андрея - желтое, песчаное, прямо какое-то древнеегипетское. Его крупные фактурные  картины с использованием песка очень  напоминают древнеегипетские фрески.  Плоскостность и нарочитая упрощенность,   теплый колорит, и - то же дыхание тысячелетий за фигурками людей и зверей.Такой у Мельникова сейчас период в творчестве - близкий к  пейзажам Земли обетованной. Краски и песок в пастозных натеках на полотне творят удивительно симпатичные вещи. Такие картины украсят любой интерьер…Многодетная пара,  успешная и в творчестве, и в семейной жизни. Пока их стезю избрала только одна дочь, заканчивающая  художественное училище».
Ирина по-прежнему тяготеет к «летним» композициям – трудно забыть ее букет тюльпанов с увеличенными, яркими, но  колористически сбалансированными  бутонами. Есть в училищной экспозиции и работа художницы , рифмующаяся с «египетскими» находками мужа – это роскошный  золоторогий Овен. Андрея сейчас больше увлекает декоративно-прикладное искусство.Но здесь  он представил свои знаменитые рыбы, ракушки и прочие «важные вещи».
А вот его единомышленник Сергей Саков остался верен   «рыбной» теме и русскому авангарду. Его большие картины  останутся невнятными при слишком  беглом осмотре. Цифры, буквы, а то и целые тексты,  подробные детали складываются в  загадочный  узор и несут свои глубинные  смыслы. Любопытны  переклички художника, силуэтные и цветовые, с фигурами Малевича.
Борис Глубоков, журналист и художник,  позиционирует себя как традиционалист. На выставке в СХУ не так много привычных глазу уголков Старого Саратова кисти Глубокова, зато достаточно загородных пейзажей, цветочных композиций,  имеется ипортрет. Среди них выделяются нервные, беспокойно выгибающие головки белые пионы. Экспрессия и простота подачи натуры  в чем-то  напоминает букеты Ван Гога.
«Повышенный динамизм,…стремительность, смелые контрасты цветосочетаний, за которыми угадывается темперамент автора», - относят к характерным чертам его творчества.
Я рассказала только о работах четырех состоявшихся живописцах. Их куда больше на выставке.Другие остались верными реалистическому направлению,как и учили их
в СХУ. Украсили  выставку   и  скульптуры. Запомнилась  удивительно воздушная композиция учившегося в параллельной группе  скульптора Валентина Белозерова. Мальчика за брючину хватает собака, он, подпрыгнув, подхватывает   малышку,  а та будто  устремляется в небо вслед за легкими  шариками. Времена  не выбирают, в них живут и – созидают.
                                                                                                                                  Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments