
ИХ ВЫПУСТИЛИ В НИКУДА
Выпуск 1991 года – первый, оставшийся без назначений и прикреплений к определенному месту работы.Тем более, группа А – не оформители даже, а станковисты, живописцы.
Кому они были нужны в стране, испытывающей шоковую терапию ( точнее - хирургию), ставшей пешкой в играх народных избранников…Но они не затерялись, остались в искусстве, выпускники самого трудного года нашей новейшей истории. И теперь собрались в Саратовском художественном училище на совместную юбилейную выставку.
Мельниковы - муж и жена, оба интересные живописцы, уходящие в декоративизм и наивизм; близкий своими поисками к художникам начала прошлого века Саков, продолжатель традиций саратовского городского пейзажа Глубоков…Большие площади училища позволили представить их творчество масштабно.
Когда-то я писала о выставке Ирины и Андрея в Доме работников искусств: «Настоящее знойное лето в картинах и батиках четы Мельниковых. У Ирины оно цветистое, луговое, в изменчивости разнотравья, у Андрея - желтое, песчаное, прямо какое-то древнеегипетское. Его крупные фактурные картины с использованием песка очень напоминают древнеегипетские фрески. Плоскостность и нарочитая упрощенность, теплый колорит, и - то же дыхание тысячелетий за фигурками людей и зверей.Такой у Мельникова сейчас период в творчестве - близкий к пейзажам Земли обетованной. Краски и песок в пастозных натеках на полотне творят удивительно симпатичные вещи. Такие картины украсят любой интерьер…Многодетная пара, успешная и в творчестве, и в семейной жизни. Пока их стезю избрала только одна дочь, заканчивающая художественное училище».
Ирина по-прежнему тяготеет к «летним» композициям – трудно забыть ее букет тюльпанов с увеличенными, яркими, но колористически сбалансированными бутонами. Есть в училищной экспозиции и работа художницы , рифмующаяся с «египетскими» находками мужа – это роскошный золоторогий Овен. Андрея сейчас больше увлекает декоративно-прикладное искусство.Но здесь он представил свои знаменитые рыбы, ракушки и прочие «важные вещи».
А вот его единомышленник Сергей Саков остался верен «рыбной» теме и русскому авангарду. Его большие картины останутся невнятными при слишком беглом осмотре. Цифры, буквы, а то и целые тексты, подробные детали складываются в загадочный узор и несут свои глубинные смыслы. Любопытны переклички художника, силуэтные и цветовые, с фигурами Малевича.
Борис Глубоков, журналист и художник, позиционирует себя как традиционалист. На выставке в СХУ не так много привычных глазу уголков Старого Саратова кисти Глубокова, зато достаточно загородных пейзажей, цветочных композиций, имеется ипортрет. Среди них выделяются нервные, беспокойно выгибающие головки белые пионы. Экспрессия и простота подачи натуры в чем-то напоминает букеты Ван Гога.
«Повышенный динамизм,…стремительность, смелые контрасты цветосочетаний, за которыми угадывается темперамент автора», - относят к характерным чертам его творчества.
Я рассказала только о работах четырех состоявшихся живописцах. Их куда больше на выставке.Другие остались верными реалистическому направлению,как и учили их в СХУ. Украсили выставку и скульптуры. Запомнилась удивительно воздушная композиция учившегося в параллельной группе скульптора Валентина Белозерова. Мальчика за брючину хватает собака, он, подпрыгнув, подхватывает малышку, а та будто устремляется в небо вслед за легкими шариками. Времена не выбирают, в них живут и – созидают.
Ирина Крайнова
