irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА. Выставка Ольги Пегановой в Фединском музее

                 

                        В ПЛЕНУ НЕКУКОЛЬНЫХ ВИДЕНИЙ
В Фединском музее  открылась персональная выставка Ольги Пегановой «Кукольный плен»
Пеганова  –   известный график, живописец, дизайнер, мастер кукол.На выставке представлены  ее живописные, графические работы ,авторские куклы в разных техниках. «Авторская кукла, – говорит Оля, –  имеет право быть какой угодно, она не может быть только без эмоций, без чувств».Это  не «игральная» кукла для маленьких девочек с  милым и глупым личиком. Как пишут искусствоведы, у Пегановой, «каждая кукла – это характер. Художница создает гармоничный образ, будит фантазию зрителей, заставляя их поразмышлять над «прошлым» своих героев. Все для неё важно: прическа, одежда, поза. И наступает момент, когда кукла начинает жить своей жизнью».
Сравнение ее образов со сновидениями кажется мне наиболее удачным. Видения обычно  возникают на границе сна и яви, между ночью и ранним утром. И картины здесь – как  продолжение ее снов. Где две девочки, почти близняшки, с неподвижным взором, вспоминают себя в прошлой жизни. Им вторит  пугающий артобъект (просто куклой его трудно назвать) с оживающим лицом  под маской белил. Там могла выглядеть Хари из «Соляриса»,   когда снова  воскресала в  сознании Криса. А на той картине сжавшаяся в комок девочка парит в пространстве   - словно  спит с открытыми глазами («Никто  не знает, что мой дом летает…»)
Кукольная  дама свободно запрокинула руки, показав ножки в нарядных башмачках -  ее спутник, напротив, полон тревоги. Похожий на паяца ангел с вытянутой, «боярской», шапкой и воротником-«сатурном»  печально висит   в одиночестве.  Кот в сапогах и галифе, напротив, чувствует себя превосходно. Заяц здесь в пышных воланах   и похож на кота прямым  немигающим взглядом. Человечек   же превращается в зайца, оттянув свои уши до невозможной длины.Кроткое существо с овечьими ушками держит на руках ажурную овечку. Или  очаровательная такса с  розой вместо ошейника.А эта красавица, похоже, выросла из той розы,  на которую Маленький принц все же  надел стеклянный колпачок.
Эти  персонажи ( точнее, сложные из них композиции) напомнили  мне младенческие сны, где мама всегда уходила, а я застывала на месте, теряя способность кричать и бежать следом. Когда же  мама оборачивалась, вместо лица у нее была уже …  длинная коровья  морда. Детские страхи, взрослые фобии, напоминание о параллельном мире,  о прошедших по земле поколениях, которые никуда не исчезают -  лишь прячутся в ночной тьме… Дежавю собственной прошлой жизни, когда я была не я, а  нечто бледное, на тонких ножках, в уборе и платье раннего средневековья - западноевропейского, что важно  (Ольга определенно творит в  этом ключе , но - со всеми   возможными  собственными находками)… Все это  вполне  можно считать, бродя меж изобретательно исполненными фигурками в фантазийных  нарядах.
…Словно ветром надуло эту куклу, виртуозно настриженную  из бечевки. Роза на ее платье нарядна, но голые коленки с полуспущенными чулками отсылает  к детству в другой, исчезнувшей стране. Госпожа Копилка с головкой- бочонком одета в деревянную шубку,  и все-таки трещит по швам – монетки видны в  ее прорехи. Коты смело стоят на головах,  слоненки успевают вытянуть хоботы куда дальше, чем в сказке Киплинга.Одна голова растет под другой, дремучий старец  -или старуха? –свивает волшебный клубок, распевает арии человечек с  тайным  помощником во чреве. Всё куд-то  стремится летит, бежит, кричит. И только три дамы вокруг  карточного стола не замечают  ничего  кругом...Чего только не бывает во сне! В стойком плену снов и видений художницы все  происходит и  все случается, если уже не случилось. Разночтений может быть  много, и каждое – правильное.Помните, как  Алисе в Стране чудес нужно было очень  сильно бежать, чтобы оставаться в том же месте? В «Кукольном плену», наоборот, никуда торопиться не надо - только  тогда   наше   странное  путешествие  в  иные  миры состоится .
                                                                                                                         Сны разгадывала Ирина Крайнова

Справка

Ольга Пеганова окончила архитектурное отделение Саратовского политехнического института. С 1988 работает  графиком и  дизайнером в полиграфии, в печатных СМИ.  Десять  лет как занялась  авторской куклой, она участница пяти экспозиций авторской куклы, более двадцати персональных выставок графики и живописи, трех  кукольных выставок. Работы художницы - в музее Радищева, Энгельсском краеведческом музее, галереях и частных коллекциях  в России и за рубежом


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments