irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. КОНФЕРЕНЦИЯ о проблемах театральных профессий




                             О, ЭТИ НЕТВОРЧЕСКИЕ  ТВОРЧЕСКИЕ!…
    «Монтер говорит: — Ах так,— говорит.— Ну, так я играть отказыва­юсь.    Отказываюсь, одним словом, освещать ваше про­изводство. Играйте без меня. Посмотрим тогда, кто из нас важней и кого сбоку сымать, а кого в центр са­жать.
И сам обратно в будку. Выключил по всему театру свет, замкнул на все ключи будку и сидит — флиртует со своими знакомыми девицами.Тут произошла, конечно, форменная неразбериха. Управляющий бегает. Публика орет. Кассир визжит, пугается, как бы у него деньги в потемках не взяли. А бродяга, главный оперный тенор, привыкший всегда сыматься в центре, заявляется до дирекции и говорит своим тенором: — Я в темноте петь тенором отказываюсь. Раз,— говорит,— темно — я ухожу. Мне,— говорит,— голос себе дороже. Пущай ваш монтер поет.Монтер говорит: — Пущай не поет…»  (Михаил Зощенко)


В театре принято делить профессии на творческие и технические. Но как определить, к какой относится постижер,  который, по сути, создает «лицо» актера, его облик? Или осветитель, который все чаще  обозначается в программках, как режиссер  или художник по свету?
Нельзя служить в театре и не быть вовлеченным в творческий процесс. Тем  более, что зарплаты  в провинции «технической» части театра отнюдь  не вдохновляют на подвиги. Потому здесь задерживаются далеко не все.Ну уж кто остается…
Как говорила на областной конференции с длинным и важным названием («Современные театральные профессии: дефицит квалифицированных специалистов, проблемы подготовки и переподготовки») единственная выпускница Петербургской театральной академии в Саратове   - по профессии художник-постановщик - Ольга Колесникова,  сначала надо прийти  в театр, а потом уже учиться  здесь профессии. Это не должны быть случайные люди. Как, например, Максим Шлыков,  художник по свету в театре «Теремок». Он попал сюда школьником, заинтересовался, учился у настоящих  профи.

Вопрос подготовки и переподготовки  специалистов здесь  стоит так остро, что руководство нашего кукольного театра выступило с инициативой конференции и предоставило зал для встречи. Кстати, только   у «Теремка» на сайте можно найти название всех цехов, фамилии и портреты всех  технических работников вместе с их  портретами.Они уважительно называются «Мастера».
Саратовское отделение СТД  тоже подключилось,  организовало театральных людей. Вел встречу Максим, и не была она похожа на формально заседание со скучными  докладами. Любой мог выйти к микрофону и высказать свои соображения по проблеме.А проблема в том, что в нашем городе, славном своими театральными традициями, не готовят специалистов для цехов театра. Ведется  такая подготовка в Москве и Петербурге, но кто ж потом  на  восемь – десять тыщ  к нам возвернется, вкусив столичные блага?
Вот и дрожит  театр  над искусные бутафорами, возраст которых отнюдь не юношеский – кто может их заменить?!  В тюзе, когда готовили «Синюю птицу», спектакль на редкость многолюдный,  где  персонажи менялись  на сцене с феерической быстротой, приглашали  на несколько месяцев легендарного театрального парикмахера Евгению Владимировну Черевко. А ей тогда было далеко  за 80 лет, она еще в академдраме актера  под Ленина гримировала.
Своего рода выход  может предложить Питер и  знаменитый театральный человек Глеб Фильштинский
. Театральный художник, художник по свету, худрук студии сценографии и сценических технологий петербургской школы «Шоу Консалтинг» поообщался с участниками конференции по скайпу .Он рассказал, что проблема эта для России глобальная,в отличие от запада, где, между прочим, театральное оборудование ненамного лучше нашего.Он   предлагает присылать к ним на учебу специалистов, - тех,кто  уже вовлечен в театральный процесс. Есть несколько форм обучения.  А директор    петербургской школы рассказала о финансовой стороне и том, что возможны некоторые  льготы, исходя из реального состояния дел  театра. Также они ответили на все вопросы участников конференции. Но если удалось провести такой «интермост» в наших условиях, то , видимо, возможна и виртуальная учеба с участием всех театров губернии. Легче же собрать  всех в областном центре, чем задорого  везти в далекую северную Пальмиру.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что кое-какие театральные профессии в городе  все ж готовят. Колледж искусств выпускает звуковиков, а одно из  профучилищ  -  будто даже кинооператоров. Но министерство образования ( кстати, и культуры) , несмотря на приглашение, на конференции  не появилось, а только оно  одно может озвучить  количество  учебных мест и название специальностей, связанных с театром. В принципе, такие специализации могли бы открыться в нашем театральном институте. Ведь сколько-то  не поступивших   с отчаянием выходят из его дверей каждое лето.  А вдруг пропадают в них таланты  великих режиссеров по свету или гениальных бутафоров?С развитием новых технологий вопрос о грамотных технически людях в театре  еще актуальней.  Здесь озвучили историю с пультом, который стоит чуть  ли не полмиллиона, а осваивали его выпускники школ…четыре года.  Бывает оборудование  подороже.
Заплата маленькая – молодежь не идет -  старики стареют – опыт перенимать некому. Кто разорвет  сей порочный круг?
Конференция с участием не только работников цехов, но и кровно заинтересованных в качественном театральном продукте директоров театров ( двое  из них – из тюза и  кукольного театра-  выступили в режиме свободного микрофона), постановила   написать письма в министерства образования и культуры. Надо бы и   к нашим  финансистам  - с вопросом  на засыпку:  а вы смогли бы прокормить семью с окладом в 8 тысяч  рублей в условиях  крепчающего кризиса? Министерство труда и занятости, представитель которого на конференцию попал, и радо бы  помочь, но оно занимается  неработающими гражданами.
Дело с кадрами  театральных цехов  нешуточное и в общем-то , спешное. «У нас, если бутафор вдруг  не сможет работать, спектакль  не выйдет», - поделился своими тревогами  директор «Теремка» Александр Александрович Удалов. Но так может случиться   в любом театральном коллективе.Так кто же важнее в театре – актер,  режиссер, а может быть, театральный плотник? Господа, перечитывайте иногда классику...
                                                                                                                                                                       Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments