irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Театр "БАЛАГАЧИКЪ". Встреча с Еленой Смирновой, выставка в Борисова-Мусатова, клуб в Радищевском

 

               
                                                 ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ КОЛОМБИНОЙ?

Накануне  Международного дня театра в ОБДЮ им. Пушкина (в просторечье –   Пушкинка) проходила  встреча с худруком и ведущей актрисой театра драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ» Еленой Смирновой.
Так начинался мой вчерашний «культурный» день. Казалось бы, знаю уже о нашей Елене Прекрасной всё. Все ее роли, вплоть до комических чеховских дам и трагического взлета  несчастной страсти  ее античной героини. Знаю, какой Леночка тонкий, умный  режиссер, как умеет обыграть  каждый дюйм их подвальчика, ставя  там очередной  спектакль. Какой  она замечательный педагог,  заразивший волшебной бациллой театра и взрослых слепых, и   маленьких участников сразу трех ее студий. А как   дивно  она поет,  как пластично двигается, как  задумчиво или иронично читает стихи, мгновенно меняя «маски Коломбины»… Она красива, как гурия,   наконец! ( не очень знаю, как выглядят эти сказочные существа, но  точно  - не красивей нашей Лены!) . Ее звездочка на театральном небосклоне, может  быть, не самая большая, но уж такая сверкающая, такая  чудесная – разве можно ее не заметить?..
Не замечали, не видели ее актрисой – долго. Елена честно рассказала  своим слушателям, как из года в год поступала на театральный факультет, и только Римма Ивановна Белякова рискнула взять к себе на курс девочку с фантастически огромными  темными глазами и «несоответствием» внешних данных и читаемого  репертуара. В это трудно  теперь поверить, но Смирнова в начале первого курса была кандидатом «на вылет». И только однажды, исполняя этюд, где слово «хорошо», трижды произнесенное, было итогом  физических действий и психологического состояния, она  впервые почувствовала себя хорошо, на курсе и в профессии.
А  потом был красный диплом, раннее замужество (муж очень талантливый человек, трагически погиб),  естественное нежелание однокурсников  расходиться после учебы, встреча с уникальным музыкантом и композитором Игорем Гладыревым и -  создание своего театра, единственного в своем роде,  где музыка, слово и движение слились  в чудесный сплав.
Леночка читала стихи -  от Саша Черного до… Саши Пушкина, показывала снимки ее курса и ее театра (помогала ведущая встречи сотрудник библиотеки Анна Морковина).Было занимательно,  мило, а я  сидела и думала, что это прелестное  театральное дитя, которому  бы играть да играть, недавно  взвалило  на себя еще бремя  руководства труппой –  и  не в  самом театрально помещении, не на самой большой зарплате…Вот и судите, легко ли быть сейчас  Коломбиной  (коронная роль  у примы «Балаганчика»).
Потом я отправилась в музей-усадьбу Борисова-Мусатова на открытие выставки по русскому лубку из коллекции, подаренной Радищевскому музею братьями Боголюбовыми. Народные лубочные картинки  у основателя музея Алексея Петровича Боголюбова и его брата Николая Петровича – от   известного в 19 веке собирателя и издателя народных картинок Дмитирия Ровинского.
Открывала выставку и вела первую экскурсию  директор музея-усадьбы Элеонора Белонович, что вдвойне ценно. Как серьезный  историк и искусствовед, Элеонора Николаевна представила нам социальный и культурный срез эпохи, рассказала,в каких домах могли висеть подобные картинки , зачитала отрывок из «Капитанский дочки». И в далекую предуральскую крепость   попал  в пушкинское время знаменитый лубок   веселого мышиного «погребения» кота.
Мы могли  рассмотреть  его подробно –такой  же лист украшает   коллекцию Радищевского музея. Рядом с ним на стене –тоже очень популярное изображения Кота Котофеевича, живого и здорового, с пышным хвостом,  завинченным красивой спиралью.
А в витрине  -  превосходные многотомные публикации лубочных картин  из коллекции Ровинского ( он и научные комментарии  им  придал).Открывает том картинка с брадобреем, насильно срезающим  богатую «растительность» на лице  бедного  бородача. Ох уж эти царские забавы!  Искусствовед помогла нам  расшифровать кое-какие лубочные  подписи и изображения. Оказывается, некоторые из них  - в том числе и «погребение» -   имели антипетровскую окраску.
Но сказочные и былинные персонажи встречались куда чаще. Причем европейская традиция забавно преломилась в работах наших мастеров . И  не только в образе заморского Бовы-королевича.  Исконно русский богатырь Илья Муромец изображался при усах, но без бороды, во вполне цивильной  шляпе. А сражение со сказочными злодеями   сильно смахивало на куртуазный рыцарский турнир. Выставка  вообще очень  разнообразна и интересна.
  В начале года в  Радищевском музее открылся музейный клуб, который ведет искусствовед Елена Пакалина. Очередное заседание посвящалось образу зеркала в искусстве, о чем увлекательно поведала Ирина Юрьевна Пахолкова, учитель русского языка и литературы.Там и закончила я свой пятничный вечер. Как пишет Пакалина, «у зеркала фантастические таланты – оно способно творить чудеса, отражая...Мы готовы поддаться соблазну и увидеть то, что без зеркала не увидели бы. Только вот что? – Себя? Внутренний мир художника? Изнанку действительности?»
Начав повествование с античных времен, когда гордец Нарцисс  впервые увидел свое отражение в воде, и даже еще раньше, с бронзового века, когда появились первые «зеркала», показав множественность проекций одного и того же  лица  на картинах великих  и многократность повторения картины Веласкеса «Менины» в живописных опытах Пикассо,  докладчик довел  повествование до загадочного Магритта, чьи зеркальные   осколки обретают символический смысл. Познакомили нас и с загадками других «зеркальных»  произведений живописи.
Так, пугающий облик  картины «Венера перед зеркалом», подкрепленный  возбуждающе красным фоном картины, обрек на  неожиданную смерть  поколения  ее владельцев. Все уйдет, канет в зеркала – таков посыл западной культуры. Восточная же считает его, напротив, началом всех начал. А какой тайный смысл заключен в пышном зеркале второй волны рококо (представлено на  новой выставке знаменитого фарфора Германии в историческом здании музея)?
 Мы поднялись в зальчик, где ажурные вазы, изысканные фигурки и роскошные блюда  соседствовали  с изящными раковинами- подставками, витым подсвечником и оплетенным  сложным флористическим кружевом с вкраплениями птичек ( все – фарфоровое) зеркалом. Когда дамы перестали заглядывать в   манящие глубины  мейсенского (?) серебра  -  бывший химик  Светлана уточнила, что  зеркала тогда все делались из серебра - я  успела  щелкнуть только один кадр. В зеркале отразился старинный пейзаж.  А что ж еще?..

                                                                                                                                                          Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment