irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

МОСКВА ТЕАТРАЛЬНАЯ . МХТ, гастроли в Саратове

КАБАРЕ, ТЕАТР,КАБАРЕ…

С Большими гастролями у нас побывал МХТ им. Чехова. Это Федеральная программа, щедро  везущая по 45 регионам России лучшие театры страны. У нас , разумеется– Олег Павлович, который наше все. И МХТ им. Чехова. Начну с конца…
Смешались в кучу кони , люди – война, комедия нравов, дипломатические  игры, влюбчивые, привычно  легкомысленные французы, методичные, сверхорганизованные  немцы… В спектакле «19.14». МХТ на время превращен в театр военных действий.   О молодом режиссере и авторе текста пишут, что «Александр Молочников придумал форму привлекательную и опасную - кабаре, или политическое ревю. "Что вообще я знаю о Первой мировой, кроме того, что она началась с убийства эрцгерцога Франца Фердинанда и что на ней впервые был использован отравляющий газ?" - на этот вопрос Александр Молочников и пытается ответить в острой и пикантной форме кабаре».
Конферанс вечера - у Артема Волобуева, ученика нашего Александра Галко. Он с легкостью, как на светских вечеринках, рассказывает о начале войны,  насмешливо представляет воюющие стороны. «Легкость в мыслях необыкновенная» сначала  была  у всех, особенно у обаятельных французских солдат, которые идут на войну  посниматься  и-  тут же вернуться домой. Ведь оружие у сторон уже такое мощное, что «никто  стрелять не будет», иначе уничтожат обе стороны. Эх, не видели эти господа атомное оружие!..
Два философа, немецкий и французский, встретились на передовой и назначили  друг другу встречу  на «после войны». Через минуту немец упадет, сраженный пулей. Песни, шутки, пластические экзерсисы  и    - беззвучно падающие тела…Дамы в синеме при виде  первых военных  кадров  вскакивали и кричали в ужасе: «Там убивают!», словно  германский император пригласил русского царя  не  на поле боя, а  на чашку чая. Потом к печальным вестям привыкнут –  дамы и остальное общество.
10 миллионов солдат,  12 миллионов мирных жителей – таковы примерные потери в первой мировой войне. Ирония по отношению к событиям столетней давности не умнеющего от исторических ошибок человечества вполне допустима ( как известно, оно «со смехом прощается со своим прошлым»), но  цинизм – никогда. Ведущий, вдоволь, нашутившись на темы запрета курения и сквернословия на театре,  с  ловкостью медведя  проходится   по поводу  геноцида. Не катит …
Бывший директор драмы, ныне директор МХТ Юрий Кравец продолжает удачное актерское амплуа - изображает воюющего немца.  И партнеры у него очень хорошие.
А первым спектаклем гастролей  была «Женитьба» Гоголя в версии Игоря Золотовицкого. Старая пьеса, вечная пьеса -    каждый новый постановщик считывает в ней свои  подтексты. Спектакль  сей ровный, качественный, правда,  немного подмороженный по темпоритму (артисты уже не так молоды) ,с  некоторым перебором песен, без явного пережимания  в очень смешных сценах. Тетушка Ольги Барнет умом и языком остра, только она одна   понимает всю нелепость ситуации: старообразные, «траченные молью»  женихи- лысые,пегие, толстые,тощие ,пьющие, глупые, нищие, скаредные–всякие! -сватаются к ее полногрудой, белотелой, вовсе не бедной  и не старой  красавице племяннице .На их фоне  упитанный Подколесин  (Станислав Дужников) выглядит Аполлоном,а заодно   и... Соломоном.Хорошо ведет роль  новоявленная  «сваха» Кочкарев ( Юрий Стоянов). Трогателен вечно отвергаемый   жених Бориса Плотникова. Однако  тон спектаклю задает  Ирина Пегова, женственная, робкая, добродушная, наивная. Ее Агафья Тихоновна, можно сказать, впервые человека встретила. Ее диалог с Подколесиным полон милых благоглупостей и зарождающейся в  душе нежности. Сейчас бы не торопить их,  не спугнуть . Но как черт из табакерки, выскакивает Кочкарев,у которого уже и шампанское ,и стол  готов…В финальной сцене неудавшаяся невеста  пожалеет  обманутого свата: присядет рядом, платочком утрет, добавив к   анекдотической ситуации  истинной человечности…
Самым сильным и цельным  из спектаклей был «Контрабас»  Зюскинда. Как говорит режиссер Глеб Черепанов, ученик Валерия Фокина,  он «о гибели таланта и обмельчании души. Самое страшное — это обманывать самого себя, заниматься нелюбимым делом, общаться с людьми, которые не близки, — жить не своей жизнью. Порой это приводит к печальным последствиям…».Многие видели эту монопьесу в исполнении блистательного Константина Райкина. Не менее великолепно звучит   она и в  версии МХТ и Константина Хабенского. Актер,  часто играющий  суперпозитивных героев и  неврастеников, оказался замечательным характерным артистом.  Почти два часа сценического времени он   тонко балансировал между комедией и драмой. В неподражаемой пластике, в  постоянном броуновском движении от холодильника с пивом к шкафу с  любимым–нелюбимым контрабасом и  граммофону со старыми любимыми  пластинками.  Музыкант хитрит с самим собой, пытаясь уверить нас, что его инструмент и есть самый главный  на свете. Постепенно выясняется, что выбрал он его из чувства мести, и вообще - "ни один приличный композитор  еще не писал  для контрабаса".  Скромный оркестрант, который никогда не прыгнет выше «третьей позиции»,  люто ненавидит свое занятие, но больше он ничего  не умеет. Это тот случай, когда смех и   слезы стоят «у  самого горла». Герой Хабенского жалок,  очень узнаваем и  как никто   нуждается в сострадании. И режиссер его «наградит»,  подарив  страшноватый  финал с замороженной  рыжеволосой красавицей Сарой.
По пьесе же герой    решается на второй в жизни поступок (первый - выбор инструмента) –  громко окликнуть любимую женщину  среди спектакля… « Это было бы подобно поступку Герострата. Перед лицом Премьер-министра. К ее славе и моему увольнению. Наверное, такого не бывало никогда. Вопль контрабаса. Может быть, возникнет паника. Или телохранитель Премьер-министра меня застрелит. По ошибке...».
Это поступок маленького человека… которому надоело быть маленьким.  И он    перекликается с  выходкой  героя «Самоубийцы» Эрдмана, безработного,который осмелился  позвонить "прямо  в Кремль".  Многим  ли  из нас  достаются по жизни  главные роли, а жить как-то    иначе, не в своей  колее,  очень  хочется...
Спектакли  разные по  теме, по жанру, по  сценическому решению. Но интересны - все.
                                                                                                                                        Ирина Крайнова, фото с сайта театра



 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments