irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКА , посвященная КОМЕНСКОМУ



                 
                                               С ДУНАЯ НА ВОЛГУ

Любопытная выставка  на днях разместилась в залах Радищевского музея и  боголюбовского художественного училища
Поволжское отделение Российской академии художеств и Творческий союз художников России  вместе с музеем представляют международный  выставочный проект  «Между Волгой и Дунаем». Он посвящен выдающемуся   просветителю ХVII века
Яну Коменскому. Руководитель и автор проекта – Константин Худяков, вице-президент Российской академии художеств, председатель Поволжского отделения РАХ.
Экспонируются работы художников  Москвы, Петербурга, Поволжья, Иванова, Челябинска (12 регионов России), стран Центральной и Восточной Европы (10 стран), где жил Коменский. Также Центр современного искусства М*АРС (Москва)   дал из своего собрания работы восточноевропейских художников.  Отбор прошли примерно  150  художников из 300,  присылавших заявки на конкурс.Кроме  живописи  и графики, в экспозиции - скульптуры,  произведения цифрового и прикладного искусства. 
Как  и Ян Коменский ( написал  знаменитую энциклопедию «Мир чувственных вещей в картинках»),   художники   через свои произведения  пытались отразить   мир природы и общественных отношений. Как пишут организаторы, «проект является попыткой хотя бы частично восстановить целостное восприятие окружающего человека мира… предложено  в заданных рамках  отрефлексировать в своём творчестве 100 актуальных на сегодняшний день тем:  100 работ создали российские художники и на эти же 100 тем — зарубежные».
Передвижная международная выставка  уже побывала  в Москве и в    Братиславе.
Искусство каждой страны, конечно,  имеет свои особенности. Как отмечают искусствоведы, «в Венгрии довольно успешно сохраняется школа реалистического рисования,в Сербии популярен «наив» и развивается, в известном смысле,  иконопись, в Словакии художники своеобразно, с использованием элементов реализма работают, в основном, в абстракции, Польша и Чехия продолжают использовать традиционное для них критическое отношение к реальности и некоторый плакатный стиль…Австрийские художники работают в станковой живописи  и   графике,  с новыми технологиями и жанрами, но самым интересным является их тематический ракурс – любовь к путешествиям и другим культурам».
«Философская работа  Константина Худякова «Апокалипсис» и скульптурная композиция «Закат цивилизации» Александра Повзнера, колониальные мотивы в духе Киплинга и «ориентализма» Жерома у Сергея Калинина» - характерны для российских  авторов. Картины развешены так, что идет постоянная  перекличка наших  и иностранных художников.Эмоция и даже  экспрессия в большой картине  «Драка» ( выразительны здесь  тяжелые приземистые фигуры) сменяется нарочито замедленными, как в танце, движениями женщин,  не поделивших мужчину в «Ссоре». Большое полотно с разбитыми гиперреалистическими яйцами, где желтки растекаются, как гибнущие Вселенные, соседствует с небольшой графичной работой – ее овальная форма  дает надежду на будущее жизни. Тема преступления и наказания решается художницами-женщинами, как торжество феминизма и Саломеи. Унесенный ветром зонтик воспринимается  как символ погибшей культуры. Выставка хоть и посвящена великому гуманисту, кризис гуманных  идей  ощущается в ней сильнее, чем  каких-либо  других. Недаром центральное место занимает здесь «Закат цивилизации» Александра Повзнера.
Конечно, когда мысль подкрепляется  эмоцией, это воздействует больше. Но есть свое обаяние «больших чисел» в будто бы  в холодных рядах   безликой одинаковости. Хотя…когда художник включает  еще и мастерство живописца или графика… градус  произведения неизмеримо повышается. Как, например, в картине «Роды», где нет натуралистических подробностей, но есть вид сверху  и какой-то очень философский взгляд на женщину, творящую новый мир. Он так же кругл и  пока совершенен, как живот роженицы.
Выставка пробудет у нас всего две недели и отправится дальше.
                                                                                                                        Ирина Крайнова, фото Николая Бунина


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments