irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТРЫ.САРАТОВСКАЯ АКАДЕМДРАМА.АНТИГОНА.

Театр

ЭДИПОВА ДОЧЬ

В Саратовской академдраме завлитературной частью театра Ольга Харитонова поставила «Антигону». Не по Софоклу - по Аную.
Известный драматург написал пьесу на античный сюжет в разгар гитлеровской оккупации Франции. Она олицетворяла призыв к борьбе за свободу во чтобы то ни стало. Жан Ануй умел просто и увлекательно пересказывать античные сюжеты, приближая их к дню сегодняшнему.
Как отмечают литературоведы,дочерям многострадального Эдипа ( того самого, что известен нам своим «эдиповым комплексом») до Софокла не уделялось почти никакого внимания. В финале трагедии Эсхила "Семеро против Фив" дочери царя Антигона и Исмена по-разному реагируют на приказ оставить без погребения тело их брата Полиника: Исмена законопослушна, Антигона же хоронит брата. Ухватившись за этот эпизод,Софокл в своей пьесе сделает Антигону главной участницей событий после гибели братьев. В XX веке появилась «Антигона» Ануя.
Завлит драмы поставила свою «Антигону» - в нынешнем мире, расколовшемся на тех, кто нами правит, и остальное человечество.Юная девушка осмелилась противостоять режиму,которому все говорят «да», везде и всюду -полное «одобрямс».И пытается еще учить своего царственного дядю:
-Какое мне дело до вашей политики, до необходимости, до всех этих жалких историй? Я-то еще могу сказать «нет» всему, что мне не по душе. Я сама себе судья. А вы, со своей короной, со своей стражей, во всем своем блеске, вы только одно можете — казнить меня, потому что ответили «да»!
Дядя (Креон) убеждает ее, что она слишком молода для смерти, что он ее очень любит, что у нее есть любящий жених и ей просто необходимо подарить Фивам здорового наследника - для города это куда важнее истории с похоронами ее брата.
-Вы ответили «да». И теперь вам все время придется платить!- упрямо твердит девушка.
Креон приводит последний аргумент. Он рассказывает, какими неприглядными были оба ее братца, заколовшие друг друга в поединке.Как они бунтовали против отца, устраивали козни один другому. Чистая случайность, что один из них теперь причислен к лику героев Фив, а другой отнесен к ее изменникам.
Никакие уговоры не действуют на словно окаменевшую Антигону.Она должна похоронить брата! Тело, лишенное могилы, не прикрытое землей, лишает и душу, с ним связанную, подземного приюта, жилища, покоя.Все мы должны делать то, что мы можем и должны.  Только это важно.
Но Креон не может уступить.У него своя правда. Здесь перед нами не записной злодей античных трагедий – правитель он умный и сильный: «Судно дало течь по всем швам. Оно до отказа нагружено преступлениями, глупостью, нуждой... Корабль потерял управление. Команда не желает ничего больше делать и думает лишь о том, как бы разграбить трюмы, а офицеры уже строят для одних себя небольшой удобный плот, они погрузили на него все запасы пресной воды, чтобы унести ноги подобру-поздорову… Хватаешь любую доску, чтобы поскорее заделать пробоину, в которую так и хлещет вода, выкрикиваешь приказания и стреляешь прямо в толпу, в первого, кто сунется вперед. В толпу! У нее нет имени».Разве это не похоже, что было у нас, и есть сейчас,разве эта история -про «греческие дела»? !...
У Креона находится разумное (удобное!) объяснение неслыханного упрямства племянницы: «Антигона была создана, чтобы умереть. Быть может, она сама не сознавала этого, но Полиник для нее был только предлогом… Самым главным для нее было сказать «нет» и умереть».
Еще на памяти спектакль Таганки в режиссуре Юрия Любимова,о котором критика писала: «Сочувствовать Антигоне сегодня — значит, оказаться на стороне родственников террористов-смертников, которым тоже не выдают тела. Сочувствовать Креонту — быть на стороне власти, от которой с души воротит. Любимов, давно оставивший пост главного публициста российской сцены, встает над схваткой и рисует Креонта и Антигону равно неприятными людьми». Такая актуализация была несколько нарочитой.В пьесе все куда сложнее и глубже. Сложнее - в спектакле Харитоновой.
Подкупает нежная строгость Кормилицы в безукоризненном исполнении Тамары Джураевой, мягкая прелесть старшей сестры Исмены (Зоя Юдина), очарование молодости Гемона ( Максим Локтионов),вносит комические ноты тугодум Стражник Андрея Казакова.
Антигона намеренно дана фактурная: худая,шероховатая,угловатая ( «он с детства не любил овал, он с детства угол рисовал»). Ровесница своей героини. Она оказалась сильнее их всех – любимого мужчины, многомудрого Креона,заботливой старшей сестры, грубоватых стражников. Антигона принадлежит к редкому и непопулярному в народе типу максималисток, которые требуют с обыкновенных, неидеальных людей идеальных поступков.
Мы с увлечением следили за поединком всесильного царя и слабой маленькой Антигоны в тексте Ануя. Интересно и в спектакле наблюдать ключевую сцену Креона с Антигоной. Больше из-за Креона.Долго и напрасно бьется с юной героиней Виктор Мамонов, один из самых темпераментных актеров Саратовской драмы.В ответ он слышит только деревянное «нет».
У студентки второго курса Яны Дубровиной , несомненно, большое будущее.Но свою первую большую роль она ведет скупо,почти на одной ноте. Монологи Антигоны максимально сокращены, сложно угадать внутреннюю борьбу, которая происходит в душе девушки, решившейся на смерть. А она не была мраморной богиней : хотела жить, любила Гемона ,боялась смерти.
Вот авторские ремарки ее последней встречи с Гемоном: «Кричит…Тише, смиренно…Отворачивается, твердым голосом… Отбегает к окну и кричит… Высвобождается из его объятий и продолжает другим тоном». В спектакле Антигона несколько монотонна. Видимо, такова была сверхзадача режиссера. Текст Ануя бережно пересажен на почву Малого зала драмы, он напоминает нам литературный театр в его лучших проявлениях.
В лучах софитов тривиальная лебеда преображается в волшебные, живые ростки (художник –постановщик петербурженка Ольга Герр). Может, когда-нибудь так же «проснется» в роли Антигоны актриса,задевая самые тонкие струны нашей души.Она еще очень молода. Как бы театр ни будил нашу мысль, мы любим его за то, что он пробуждает чувства. Не обязательно добрые. Сделаем акцент на слове «пробуждать».
Ирина Крайнова, фото автора
Антигона 003
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments