irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ФЕДИНСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ. Презентация книги Ольги Харитоновой

                    ТЕ, С КОТОРЫМИ ОНА…

Она живет в театре и театром . Уже немало лет
Знает его историю  хорошо, как никто, видит  изнутри его будни, его людей, его  суету,  их маленькие  неудачи и победы, удивительные взлеты и  поражения, что неизбежно, если театр живой организм, как наш. «ДРАМАСАРАТОВ»- так, на компьютерный лад, любовно  назвала свою книгу  завлит Саратовской драмы, режиссер ,театральный критик Ольга Харитонова. Презентация ее прошла в литературном Фединском музее.
Ольга  в городе театральный критик номер один. Это даже  не  обсуждается . Но мне  не нравится слово критик. Критик подразумевает критику, разбор, а Ольга… читает актерскую (режиссерскую) душу, как открытую книгу,  любит эту душу, восхищается ею  и в неудачах , пишет не интервью, не очерки – пишет жизнь человеческого духа, к которой так призывал актеров Константин Сергеич. Она удивительно ставит рядом слова – просто, без украшательства и пышной пустоты эпитетов, и вместе с тем  - образно, энергетично, умно чрезвычайно. Татьяна Зорина на презентации сказала, что   ее очерки о театре, режиссерах, актерах, интервью с ними  -это уже  высшая журналистика,  по Олиной книге  можно заниматься как по учебнику.Согласна. Но все –таки, местами, это  настоящая  литература.Когда-то, почти век назад,  с такой  остротой наблюдения, глубиной анализа  и метафоричностью слога   в русскую словесность  вошла плеяда блестящих литераторов. Жгучей  болью отозвался во мне  очерк о Николае Маковском «Рукописи  не горят. Сгорают люди». Хорошо помню этого сильного актера.
«В тот день Коля научил меня одной важной вещи: чтобы узнать  до неузнаваемости изменившегося человека, нужно посмотреть ему прямо в глаза. Некоторое время я  не могла понять, почему  он мне так обрадовался. Мы стояли, стесняясь друг друга и  улыбаясь друг другу, заполняя возникшую паузу чередой спасительных междометий…Догадавшись, наконец, я  протянула деньги. Он забормотал слова благодарности, обещания вернуть долг и заспешил прочь. Нужно было сделать усилие, чтобы, простившись, не обернуться. А потом еще усилие – чтобы забыть выражение Колиных глаз. Не обернуться удалось. Забыть  не получилось».
Очерк читала автор. Актеры прочли два  других . О светлом Князе саратовского театрального мира Александре Галко - Татьяна Родионова, талантливая его ученица. Все  театральные  люди оплакивали безвременный уход Александра Григорьевича,  и строгие  слова Ольги о нем , усиленные актерской подачей , поразили  бесспорной точностью ,  даже -утешили,  насколько тут можно утешить. «Притяжение его личности, творческое и человеческое влияние на вещество театрального существования в городе только увеличиваются. Всем своим безупречным  видом  и вкусом, поступками, привычками, поведением и повадками Александр Галко словно бы свидетельствует:  актерская профессия  совершенно  не чужда интеллекту и аристократизму, воспитанию и  образованности…». Думаю, для всех, кто помнит Галко – а мы, зрители, коллеги,ученики, помним! - теперь   необходимо «вещество театрального существования» самой  высокой пробы.  И так будет еще  долго. Как он хотел.
Совсем в другом  настроении   подан очерк о маленькой и нежной Людмиле Гришиной. Назван он  уютно и  тепло, как тепла  сама героиня:  «Буря мглою и баюшки-баю». Очерк читал актер Юрий Кудинов.
В книге, изданной некоммерческим благотворительным фондом Олега Табакова, два предисловия - самого Олега Павловича и драматурга Алексея Слаповского. Последнее заканчивается словами о безумных, свободных и счастливых людях. «Книга  - о них. И написана одной из них. Читаешь и завидуешь их безумию и счастью…» Завидуем! Театр стоит жизни, особенно такой театр.
Книга – «ДРАМАСАРАТОВ» (тире между двумя датами .1996 и 2006), куда вместилась вся жизнь  театра за два десятилетия, десятки имен актеров и постановщиков, где бьется   его живой  пульс, "забирает" сразу. Не успела прочесть всё и встала на рассвете, чтобы прочесть хотя бы половину.  Хорошо, что встреча с героями Ольгиной книги,  как будто добрыми знакомыми, и все же– людьми отдельными, из другого теста – для   меня еще  не окончена. Изысканное оформление и полиграфия ( тонкая Ольга Герр – тоже героиня книги , «АРМК Софит»), снимки  наших фотомастеров, благородный зеленый цвет обложки   - просто какое-то роскошество для книжных гурманов...
Она  «не признает красивости и не призывает пустые надежды …. Когда нам  здесь, на земле  не станет хватать света далеких звезд, непременно найдется человек, который возьмет в крепкие ладони два фонаря, раскинет руки, соединяя небо и землю, и мы увидим сложенное его невероятным усилием созвездие Большой Медведицы».Ольга сложила для нас книгу.   Мы увидим  Большую Медведицу. А если будем  предельно внимательны, то еще и Алькор , и... кто его знает.

                                                                                                                       Ирина Крайнова, фото с сайта


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments