irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

НОЧЬ МУЗЕЕВ - 2016



              НОЧЬ С ГЕКТОРОМ, АПОЛЛОНОМ,  В ШАЛАШЕ ИЗ ШИН…
Не дошла в эту бурную музейную ночь  до любимых литературного и исторического музеев. Новый проект запустил  сам Игорь Сорокин, как тут было устоять?
Связан он с Баракки, заезжим итальянцем ,во многом  благодаря которому и вырос в Саратове  серебряный век живописи.Музей боголюбовский – это великолепно, но   творчество прирастает людьми. Борисов-Мусатов, Кузнецов, Уткин,Матвеев, Савинов – все были учениками Гектора Баракки. Они навечно впитали солнечный витамин Италии полнокровного ее представителя – живописно красивого, ярко талантливого, деятельного  до чрезвычайности.
Игорь сейчас  защищает Дом Баракки по Соляной, 30, который, согласно варварскому плану  уничтожения памятников культуры в Саратове,  собрались снести. Защищает,как всегда, умно,  готов уже и фильм ,и  российско-итальянский  проект «Пароход «Гектор Баракки». Он предполагает десанты итальянских художников в Нижний,  выставки в Поволжье ,мастер-классы  в саратовском Доме художника.  А если еще пофантазировать, Дом -  уже российско-итальянский культурный центр: станция городского пленэра имени Гектора Баракки со свободными мастерскими ,детскими студиями, магазином, кафе, гостиницей, оранжереей для занятий живописью ,офис «Парохода «Гектор Баракки».
Назвала  бы проект «Нью-Васюками», если б так  не знала Игоря и его бурлящую энергию. Пока же, в  Вечер и Ночь музеев, на Соляную пришли художники, достав этюдник и краски, пришли прежние жители дома. Алевтина Михайловна жила здесь девочкой, с 1942 года (!) У них была квартира на первом этаже, небольшая, но отдельная – редкость  по тем временам. Окошко, как  и сейчас, очень близко от земли( мы стояли перед ним во дворе). Как здорово   было съехать на санках по  уличному спуску, а как во дворах  благоухала сирень!..
В память  о той, довоенной, художники принесли  большие кудрявые ее букеты к портрету Гектора,а я присев  на ящик, изучила ее биографию, узнав новые для меня подробности: легенду, как бедного молодого художника «завербовал»  дюжий нижегородский купец, заказав  «Пожар Рима» с собственным и изображением. Картина имела большой успех, купец вез ее вниз по Волге, а заодно и художника. Но  тот  вдруг высадился в Саратове со словами: «Дальше не поеду. Мне нравится этот бордово-красный собор и горы, обросшие дубовыми лесами». Так ли ,нет ли, но легенда забавная.Смерть такого  заметного человека тоже обросла  разными подробностями.  Художнику стало плохо, и  якобы  какой-то  солдат (?) дал ему нюхать нашатыря, случайно разлив роковой для астматика Баракки  пузырек…
С Сорокиным всегда интересно, однако  меня ждали и  в Радищевском музее. Очередь в историческое здание, сопровождаемое бодрыми  звуками оркестра, приближалась  по своим размерам к  незабвенной «очереди на Серова». Выиграв  в беспроигрышной лотерее -  в третий раз  уже! -   старую брошюрку с научными  музейными трудами, я с легкой душой ее передарила и отправилась в  отдел западного искусства, где ожидалась экскурсия по  античным мифам.
Строго говоря, все  европейское искусство 17 -18 веков    своего рода путеводитель по греко-римской мифологии.Нас  подводили то к Артемиде, оплакивающей прекрасного юношу Адониса , то к красавице Флоре на фоне  вечного цветения ее царства. Даже фарфоровые шкатулки,  едва начали  их изготавливать, были испещрены сюжетами мифов с Аполлоном и Артемидой . А уж фигур лукавых амурчиков… там  море разливанное.
Хотела бы  послушать экскурсию «Немецкие принцессы в России», но  разве отыщешь в людском водовороте? Зато  на втором этаже  нашла две пропущенные мной выставки – Магритта и саратовского  губернатора Галкина Враского.Первая хорошо знакома по публикациям.  Сильных эмоций   веселый сюрреалист не вызывает, но  своими символическими загадками озадачивает.У коллекции  всех встречала искусствовед Лидия Красноперова,  она провела серьезный научный поиск и рассказывала о  весомом вкладе «забытого  губернатора»  в культурную копилку города. «Михаил Николаевич служил у нас в 1870-е годы. В Саратове его практически  не знают,к сожалению,хотя он сделал  для нашего города невероятно много. Благодаря его участию, в конце концов, возник и сам Радищевский музей.Но  этого имени на мемориальных досках вы  не найдете. Он завещает большую коллекцию в Радищевский музей.Но за сто лет  она  ни разу  не была показана, не вызывала  никакого интереса, поскольку… Михаил Николаевич был царским чиновником.Впервые саратовская публика имеет возможность получить послание от нашего прежнего губернатора. Выставку собирали из разных музеев, т.к хранение фондов было  не на высоте. Вещи крали, передавали  в разные музеи…»
Как подчеркнула Лидия Петровна, Враской  - человек 2-й половины 19 века,когда собирание предметов культуры было в порядке вещей.В его собрании  - картины, графика, скульптура , предметы декоративно –прикладного искусства . Лет сто в основной  экспозиции провисел небольшой парадный портрет императрицы Екатерины Второй и   почти столько же - камерное ее изображение с левреткой,  мы и не знали, что  они  из коллекции Галкина –Враского. И этот эффектный  женский бюст  из белого и цветного камня . И китайский колокольчик необычной формы…Надеюсь, таблички с фамилией  «забытого губернатора» теперь  не покинут музей.
Экскурсию в верхнем ярусе водили детские гиды, музыкальные трио  хорошо смотрелись на фоне  литой лестницы от купчихи Чирихиной, выигравшей в свое время конкурс на ее сооружение.Но пора к кузнецовцам, которые на выдумки всегда горазды.
Хотя неимоверно пожирали  в тот вечер  молодые ненасытные комарики, публика радостно кидалась: в  песочницу во дворе  -копать там ,  где зарыты  глечики от художниц Никифоровой - Шитовой ( поздно я  о сем проведала!). к беседке  - шины расписывать , они образовали некий шалаш), в центр сада - ходить по лабиринту из камней. В беседке, в рамках акции художницы Мазулевской , среди колеблющейся геометрии фигур, мы писали- рисовали послания потомкам через тысячу лет .Курировал нас Коля Аржанов.А  будет ли тогда Земля, не спалит ли ее наш  безумный век? Хотелось бы верить…
Пока авторы кузнецовской ночи демонстрировали дубок в вазоне, который будет посажен в благодатную землю ( дуб – это почти вечность), мы поднялись в Дом,  где истинные древности сопрягались со стройными металлическими конструкциями  на  коллективной выставке «Археология сомнений». Некоторые напоминали футуристическое общество,  но уже в прошлом, тронутое ржой.Дом-развалюха рядом с кузнецовским тоже волшебно преобразился на ночь : в окнах появились постеры с античными женскими статуями.
Последним музеем  был Радищевский на Первомайской. Здесь космическая тема отлилась в общее творение посетителей и художников  (Никифорова- Шитова)– длинный, как наша дорога в космос, батик, в  акцию «Рисуем космос мелом»,  в концерт   «неземной музыки» с черным и белым мимом… А наверху, на выставке  Академии художеств музыка была очень даже земная – концерт фортепиано и флейты.По лестнице висели  во многом концептуальные  картины балаковца Валерия Гаврилина с многообещающим названием «Книга рецептов».
Содержательная ночь,  насыщенная ночь… А я чего-то вспомнила первые музейные  праздники, где информативности  было поменьше, зато легкости, веселья, ощущения  творческой свободы побольше.Все ж таки ночь - самое несерьезное время суток.

                                                                                                                                                                                        Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments