irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - 2016, первые три дня



                                  ВЕНА - СТОЛИЦА  МУЗЫКИ И ФЕСТИВАЛЯ
Столица Австрии давно  уже музыкальным центром Европы
Композиторы  18 - 19 века  сделали город Габсбургов столицей классической музыки.
Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Иоганн Штраус, отец и сын, а еще   - Гайдн,Малер, Шуберт…Оттолкнувшись от наличия в репертуаре  Саратовского театра блистательного «Дон Жуана» Моцарта, давнего балета «Большой вальс» по Штраусу и  его  же оперетты «Цыганский барон», художественный руководитель  Собиновского фестиваля Юрий Кочнев составил программу, где все время звучит музыка великих «венцев». Она  так и называется «Венская традиция: от симфонии до оперетты».
И   неподражаемый мастер «оперетточной» музыки мадьяр Имре Кальман   всю жизнь прожил в Австро-Венгрии. «Венские фантазии» сыграет на Собиновском  гость фестиваля джаз-квинтет из Франции. Большой симфонический оркестр им. Чайковского  тоже везет  нам австрийскую музыку.
Открытие фестиваля началось с трех великих имен….Краткая  и пламенная увертюра Бетховена к балету «Творения Прометея» .Великий античный герой оживил статуи, но не смог  одухотворить их. Чувства   пробждает  в мраморных  истуканах  лишь Аполлон -  покровитель искусств.
Затем оркестр под управлением Юрия Кочнева (вторая Золотая маска, полученная  нашим выдающимся дирижером, - это  и  оценка  его замечательному оркестру) показал Четвертую симфонию Малера, большое и  сложное произведение (возможно ,  излишне большое для открытия), где гармоничные созвучия первой части нарушаются  наступательной дисгармонией второй, и  веет  уже горячечным дыханием неуклонно приходящего  двадцатого века. Какие уж тут «небесные радости» ( так называется заключительная песнь), только чистый ребенок может еще  надеяться  на  беззаботный  рай.  Сильно и  заразительно звучит  волшебный голос Татьяны  Соболевой в финальном пасторали . Она словно заклинает небо  не оставить нас, слабых смертных, в наших молитвах.
После антракта - самая яркая часть программы: ораториально-симфоническое произведение «Te Deum» Брукнера, крупнейшего симфониста 19 века . Здесь к оркестру подключились еще   четыре солиста и три хора  - Губернский театр хоровой музыки Лицовой, хор консерватории и хор театра. Музыка звучала настолько мощная, торжественная, уносящая к каким-то неведомым высям,..нет, не случайно ее сравнивают с готическим храмом.
Многократно повторенное обращение к Создателю  единичных голосов (впечатываются в память  настойчивые призывы тенора– приглашенный солист Максим Сажин), раскатистым эхом усиленное   хором, будто  переносит нас в костел,с его нереально тонкими,  хрупкими, нацеленными в самое небо шпилями. Это очень эмоциональный финал вечера.
В тот  день мы побывали  на занятии школы театральной журналистики под руководством заместителя директора театра Николая Шиянова.   Приехала руководитель отдела культуры «Независимой газеты» Марина Гайкович.  Известный музыковед  остроумно и точно отвечала на вопросы  молодых слушателей.Видимо, они находили в этом  немало полезного .Но жаль, что  беседа шла  в  традиционной  форме пресс-конференции, а не в   виде  популярной лекции  с использованием иллюстративного материала .Как я поняла, это  только начало большого проекта. Да, и   "неудобоваримая" акустика Голубой гостиной является нашим   многолетним мучением,  пора бы там   работать с техническими средствами.
А вслед открылась интереснейшая выставка молодых театральных художников Петербурга, организованная театром и Культурным центром имени П.А. Столыпина. Эскизы к спектаклям студентов  Петербургской академии театрального искусства, да еще - из   мастерской  знаменитого Кочергина , познакомили с несколькими уже  оформленными сценическими  работами. Выпускница саратовского Боголюбовского училища Кристина Данилина  окончила  и  Петербургскую академию у Кочергина.  Она куратор выставки. В экспозиции  - авангардные эскизы к авангардному  же «Болту» Шостаковича, эффектные  - к «Орфею» Стравинского, фантазийные – к «Алисе в стране чудес» Талбота
Второй день фестиваля подарил встречу  с оперой  Моцарта «Дон Жуан», величайшей из когда-то написанных, по словам Россини и Чайковского.Наслаждение от чарующей музыки сочеталось  здесь с пением лучших молодых голосов саратовской сцены и неплохой драматической игрой, порой - забавной, порой – трагичной. Назвав свою  оперу «веселой драмой», Моцарт  имел в виду ее разноплановость.
Третий день фестиваля был балетным. Мы смотрели  «Сном  в летнюю ночь», поставленный приглашенным балетмейстером Кириллом Симоновым по  концертной увертюре и музыке Мендельсона. Шекспировский сюжет с превращениями в волшебном лесу пересажен тут   на более  современную почву. Модный магазин, где в легких летних платьях танцуют девушки  в  изящных шляпках набекрень, легко трансформируется в ночную феерию,с опущенным  светящимся месяцем – словно  укачивающим гамаком (художник-постановщик Сергей Болдырев). Феи и эльфы в  пышных полуспущенных пачках  контрастных цветов, прийдя на смену посетителям   магазина,  после их несколько однообразных движений, своим стремительным  темпом оживили  сцену.
Слуга Оберона, похожий на сатира Пэк ( Алексей Родионов) внес    убедительный комический элемент в действо . Выразителен и пластически  красив  был дуэт Оберона и Титании ( Алексей Михеев – Юлия Танюхина), запомнились влюбленные мужчины ( Александр Седов- Петр Бочков), а вот любящим девушкам не хватило кое-где синхронности  движений ( Татьяна Князюкова -Наталья Колосова).

Балет босоножек, с  резкими движениями  современного танца –  это уже шок для  консервативных сторонников классики, либретто  же  постановки, довольно  сложно  изложенное в программке,  многих  просто «добило».Читайте Шекспира, господа, там есть  все про эти  три любовные пары, запутавшихся  в клубок своих   отношений,распутанных лишь к исходу волшебной ночи!

,

                                                                                                                                                Ирина Крайнова, фото с сайта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments