irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - 2016: джаз,Конкурс конкурсов




         ВЕНА - СТОЛИЦА МУЗЫКИ И ФЕСТИВАЛЯ. Часть 3
Тему Собиновского  фестиваля  логически продолжил народный артист СССР Леонид Сметанников в концерте «Вокальные произведения композиторов Вены».
Он выступал уже традиционно в Голубой гостиной Саратовской оперы с большой программой, которая включила в себя Песню Мефистофеля и Тирольскую песню Бетховена , вокальный цикл Любовь поэта Шумана и…вальс и куплеты Адель Штрауса - их исполнила уже другая солистка Оксана Колчина.Во втором , «русском» отделении, к концерту  присоединилось  сильное  меццо Марины Демидовой.
И еще раз Иоганн Штраус звучал на фестивале  - то была его коронная оперетта «Цыганский барон».В ведущих партиях Саффи и Баринкая выступили наши краснодарские гости – солисты  музыкального Краснодарского театра, заслуженные артисты Кубани Владислав Емелин и Гюльнара Низамова.Отличный вокал сопровождался хорошей актерской игрой.
Прозвучала в «оперетточной» части Собиновского также  неувядающая «Сильва» Кальмана в исполнении солистов Петербургского театра музыкальной комедии Оксаны Крупновой и Андрея Данилова.Они уже  лауреаты многих международных конкурсов, и  безупречная техника исполнения сочетается здесь с богатыми внешними данными артистов.
Особняком стоит на фестивале этот концерт: джаз- квинтет из Франции  Rimendo, отчего-то  тоже озаглавленный «Венские фантазии». Традиция приглашать на Собиновский представителей «параллельного» искусства давно  входит в концепцию его художественного руководителя. И хороший джаз ездит к нам  немало лет.И как будто третий год  подряд– французский. С помощью спонсоров и Альянс Франсез в Саратове  удалось заполучить к нам молодую и  чрезвычайно талантливую группу,  она умело соединяет высокий  стиль музыки с высокой литературой и вообще -   идет своим путем по планете, имя которой  джаз.
Их 4 года назад  собрала Виржини Пейрал, композитор, аранжировщик, пианистка. Вся пятерка чрезвычайно образована в музыкальном смысле и  достигла   настоящих  профессиональных  высот. Про роскошную рыжеволосую  вокалистку Лу Тавано говорят, что  она начала играть на фортепьяно в  5 лет, петь в 10 и заниматься театром в 15.  Выбрав, в конце концов, пение, создала на эстраде  театр одного актера, исполняя шансон, постоянно  переговариваясь со зрителем и музыкантами, блестяще склеивая отдельные номера.О виртуозном трубаче  и композиторе Жюльене Алурте  пишут, что уже в семь лет  он начал играть  на дудочке и  изучать классическую музыку. Жюльен - один из ведущих трубачей французской джазовой сцены.Кстати, в группе он  появился позже всех , просто отправился с ними на гастроли.
Легкие, как дымок, нескончаемые соло и импровизации трубача здорово украсили программу вечера.Жюльен играл даже на чем-то похожим на ксилофон, который он якобы «освоил» в самолете по пути в Москву.Реже, но все же слышалось соло низкого голоса  контрабаса Сильвана Дюбреза ,  самого экзотичного члена коллектива. Дебютировал с цыганской группой, работал с франко-сенегальским артистом, провел международное турне, которое проходило   по 12 странам (в том числе  -Мали, Сенегал, Египет, Южная Африка, Парагвай, Гаити) .
Николя Групп, пятый в этом  квинтете, увлекся ударными еще  в 13 лет.  Два раза ездил в Мали, прошёл 8 стажировок в разных странах Европы, занимается латинской и креольской музыкой, склонен к импровизации ( что он тоже смог продемонстрировать на концерте).
Создав удивительный  коктейль из французского «тихого» джаза,  экспрессивного шансона и  качественных текстов, «Римендо» завоевал прекрасную Францию без единого выстрела – лишь талантом и страстью к музыке. Они поют Арагона, Бодлера,Превера,Аполлинера,Поля… «Дань уважения Борису Виану» -  так назвали они программу, исполненную в Саратове. Недавно созданная , она посвящена очень модному французскому писателю  - из тех, для кого  не существует этических запретов.Среди исполненных произведений запомнился шутливый блюз на посещение стоматолога и песня, где настойчиво звучал  глагол dormire , что означает спать. Это был как бы   отдельный мини-спектакль Лу. В финале Вирджини пообещала, что  зрителей они не бросят, заиграла что-то ритмичное, и весь Альянс Франсез  выскочил из оркестровой ямы и  задвигался в такт музыке.
Пиком фестиваля был, как обычно, Конкурс конкурсов, когда молодые, но уже остепененными званиями лауреатов вокалисты, состязаются между собой. Участников было 11( не приехала,к сожалению, одна меццо-сопрано).В первом туре, когда поют романсы и народные песни,  зрителей покорил тенор из Армении Айк Тонгурян.Армянская народная песня «Журавль» прозвучала в его исполнении  на редкость красиво. Запомнилась и Анастасия Щеголева из Липецка  пронзительной песней «Я ли в поле да  не травушка была». Вольно разливался песней «Ах, ты душечка»  петербургский тенор Леонтий Сальенский.Высокий статный обладатель баритон Петр Соколов (тоже петербуржец)показывал удаль  молодецкую в озорной и раздольной «Выйду ль  на улицу».Алхас Ферзба из Абхазии выразительно и трагично показал Каватину Алеко.
… Второй тур все расставил  на свои места.Можно отлично подать песню, но «не держать образ» в арии или оперной сцене.На бис спеть  под  аккомпанемент рояля,но не выдержать соседства с целым симфоническим оркестром. Второе выступление решающее. Как хорошо, выразительно, музыкально  ни поет конкурсант, жюри выберет самых выразительных,самых музыкальных.Солисту из Армении не хватало  глубины характеристики героя  -  слишком тщательно  он выговаривал слова.Сальенский отважно спел сложнейшую  арию Каварадосси. Но Герман из «Пиковой дамы» не был у него так притягателен.
Бас  Ферзба  мне очень нравился, но, видимо, «не дотянул» и он: дипломанткой конкурса стала его супруга, сладкоголосая Екатерина Ферзба.Она очаровала зал властной и таинственной Царицей ночи. Кроме  того диплом получил монгол Лхамсурэн
Болдцэрэн. Он исполнил    сильно и красиво  речитатив Григория Грязнова и сцену смерти Родриго из Верди. И все-таки удали, настоящей широкой удали  было у него маловато в «Царской невесте». Да и  где ей взяться у сына монгольских пустынь и  полупустынь?
Соколов  тоже диплом получил, а его куплеты Эскамильо, исполненные с неподражаемым артистизмом и  свободой, покорили зал  настолько, что ему достался приз зрительских симпатий ( и поездка на стажировку в Германию). Третье место заняла Герензел Мацакова из Калмыкии (выпускница нашей консерватории!). Ее сильное сопрано, довольно редкий репертуар и особая величественность в роли Елизаветы сыграли, видимо, свою роль. Вторая премия фестиваля у Вячеслава Васильева ( Северная Пальмира блистала вовсю!), солиста Мариинского театра, невероятного артистичного.Он шикарно показал обаятельного плутишку Фигаро.
Щеголева, крупная, красивая, с синими глазами -  под стать вечернему платью,исполнила Ариозо кумы из «Чародейки» и Болеро Елены из «Сицилийской вечерни» так мощно, красочно,экспрессивно, что никто уже не сомневался: перед нами - претендентка на награду. И она взяла первый приз  -еще бы, приглашенная солистка Большого театра! Нельзя сказать, что очень  уж большие  звезды  взошли на  этом конкурсе. Они уже  все светят -   достаточно сильно, ровно,  каждая из них могла вырваться на короткой дистанции вперед. Но побеждают,как известно,еще и самые «стрессоустойчивые».
Завершился фестиваль церемонией награждения и большим гала-концертом с участием всех ведущих солистов Саратовской оперы.
                                                                                                                                          Ирина Крайнова, фото Игоря Крайнова и с сайта


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments