irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ФЕСТИВАЛЬ театров малых городов России. Рыбинск, Елец

   


                                       МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА …УДАЛ. Часть 2
Продолжаю рассказ о программе XIV фестиваля театров малых городов России в Вольске.
Китайские фантазии
Вольск городок старый, купецкий. Здесь много зданий 19 века, и лучшее среди них – Гостиный двор.Здание театра уже советских времен, но с элементами неоклассицизма.К фестивалю, его, к счастью , отремонтировали.Привели в порядок и  центральную улицу. Такая вот оказия – большая удача для маленького города. Став столицей фестиваля, городок показал свою театральность: билеты в кассе раскуплены, приставные стулья по всему залу, забита людьми и   лесенка поднимающихся амфитеатром  рядов. А посмотреть на что было.
Для меня началом была тыща какая-то версия «Зойкиной квартиры» Булгакова в исполнении Рыбинского театра.Ему, между прочим, почти 200 лет,на его сцену выходили Стрепетова и Щепкин,Качалов и Ермолова, Южин и Комиссаржевская.Помню спектакль рыбинцев  «Фронтовичка» на фестивале в Балаково, там  была очень сильная женская роль. Ну а теперь Булгаков, шкаф-купе в стиле ампир, цвета слоновой кости, и  он же, совсем  по-булгаковски ,  дверь, точнее, множество дверей, откуда то и дело  выходят персонажи. Комичен и  символичен образ Швеи ( Владимир Калюкин): «она» просто вертит колесико машинки,откровенно  посмеиваясь  над самонадеянными хозяевами ателье, глупыми посетителями. Она-то  знает, что скоро за ними придут.
Очень хороша Зоя – Алла Смоленкова, ладная, красивая, уверенная в себе , низким,   с чуть заметной хрипотцой голосом  напоминающая на актрису Русланову.Одна слабость у Зои – ее Граф. Обольянинов  (Сергей Шарагин) безвольный, кислый,как недозревшее яблоко,  все поет минорные песни Вертинского,  потом  и вовсе облачается в костюм Пьеро,  напоминая его слабую тень.И  за что любит такого  эта сильная,  смелая женщина? Видимо, по контрасту -  за отсутствие силы и жизненной энергии. Любовь ее жертвенна, в финале  она   пойдет  с ним в ГПУ - как на плаху.
Актриса  четко ведет  свою роль, порой оставаясь в тени,  не забывая дергать за невидимые ниточки других персонажей. Манюшка, горничная Зои, аппетитна и пышна (Екатерина Таланова).  Ловко управляется с двумя влюбленными в нее китайцами. Легкое  ее веселье  переходит в трагикомизм, когда мило коверкающий язык бандит Херувим (Сергей Молодцов) заставляет   «Мамушку»   бежать  вместе с ним. Херувим  как-то уж очень согнут и подлехонек, да  и Черт, приданный постановщиком (Петр Орлов) хапуге Аллилуйе,  карикатурно изогнутый.
Силен Алексей Батраков в роли, страшно выговорить…коммерческого директора треста тугоплавких металлов.Актер ушел от клише образа Гуся , которого обычно дают в сатирических красках. Его  ответственный  работник  - человек с прошлым,  тянет  его к возвышенным дамам - и все тут!
Обаятельный  пройдоха Аметистов (Николай Шишигин) является в красноармейском шлеме, с Георгием  на груди и   чемоданчиком  зеленых портретов вождей на все времена (вкус художника подводит)  и, ощутив  поддержку зала,  начинает  «наяривать», переигрывая вовсю. Водятся такой грех  и за  другими.
Фигуры древнекитайского каменного  воинства  убедительны в бредовых снах  графа,  и  движущийся  стул там к месту.  И в роли манекенов , когда створки шкафа распахиваются  и открывают примерочную,они  кстати.Но  есть перехлест , когда те начинают наступать на героев спектакля.А зачем завалили  фигурами  бедную артистку , изображающую манекен?..   Она еще долго под грудой вещей пребывает.
Гости вечеринки все  до одного шаржированы, а ведь  они тоже люди из прошлого.Слышится   дикий смех, звучит громкая попса,   булгаковская фантасмагория  сменяется   вакханалией. Ставили спектакль люди  талантливые, но  чувство меры их ,очевидно,   подвело.Как сказал на обсуждении арт-директор фестиваля Олег Лоевский, кажется , что режиссер только- только  закончил учебу  и вываливает на сцену  все,  чему его учили– по речи, вокалу, пластике, технике боя, музыкальному, художественному решению… Все  - в разном ключе.Игра актеров тоже разномастная, каждый играет свое.  Зоя  перерастает  в фигуру трагическую, нежно уговаривая Обольянинова  не бояться ареста. Тот   не выходит из масок  театра дель арте.У Гуся при виде любимой в притоне  назревает личная драма.Его партнерша  (Наталья Грацианова)  крепко зажата в  тисках мелодрамы.  Вовсю предается  фарсу  ловкач Аметистов… Если  спектакль хорошенько  «почистить» и сократить  ,он бы так  еще заиграл!..Правда,  нашему губернатору  все  понравилось. Спецприз  от  него рыбинцам  - большой телевизор.
… польские страдания
Спектакль драматического театра «Бенефис» из Ельца по пьесе Веслава Мысливского «Злодей» шел на сцене военного училища   ( и зрители на сцене) ,и первые 20 минут   нас приворожил. Режиссер Радион Букаев. Художник-постановщик Всеволод Громовиков . Стол, лавки, дырявая крыша  с  торчащей  из в щелей дранкой.Светит нехитрая лампа, лежит под лампой сильно уставшая  от жизни и от четверых своих мужчин мать. Казалось бы, все  тут подводит к    деревенскому   реализму.
Но нет, пьеса старая, польская, малоизвестная, текст   больше  даже философский, ситуация  нештатная. Три взрослых крестьянских сына, которых не забрали в армию, не угнали на работу, пощадила  и шальная пуля,  ловят в своем огороде отощавшего горожанина,  крадущего картошку,  и  ведут  в избу  на расправу.
Они не зададут испуганному, избитому ими  человеку ни одного вопроса, опасаясь ,видно, что  сами же начнут его жалеть , «входить в обстоятельства».У  «злодея»(Сергей Приставко) самая трудная роль  - на одной мимике.Как пугливо шарахается он  от подбегающих к нему в пылу спора братьев, как устав вздрагивать и  бояться, задремывает, разбуженный ощутимым толчком, как проваливается в сон от насильно влитого в него самогона…  Не много реплик и у актрисы, играющей мать ( (Людмила Соловьева- Луник),  она почти все время лежит. И на  громкие   крики сыновей, возбужденных, с дубинками, реагирует привычно- спокойно , снова  откинувшись на подушку.
Убедительный образ старого отца, который  теряет былую силу и власть над детьми, создает актер Владимир Громовников, благообразный, в ореоле серебристых волос ,с лучистыми светлыми глазами. С  сыновьями   сложнее.Хотя Щепан - Валек антагонисты и вечные соперники, индивидуализированы они слабо.  А  монотонные интонации  и подробный текст, интересный только вначале, быстро утомляет. Умом- то  понимаешь, что поднимаются темы войны и человека, веры и неверия, человечности и ожесточения   на весь свет. И еще многом  разных тем, мудрые слова произносятся, даже афоризмы.( «Чиновник  -это  не место, это душа»;  «Где та Польша?! То была она, то будет, и никогда ее нет сейчас».)
Но даже важное  признание  Щепана (Максим Краснов) в  тайных  убийствах предателей  тонет в многословии  не став   эмоциональным пиком спектакля.Им могла стать  сцена насильного спаивание отца сыном. Отец   лишь пьет из ведра, повторяя  беспомощно: «Я старик, много ли мне надо…».Он сдался, спасовал пред молодой агрессией.Нам всем сильно  не по себе,  тяжко смотреть, как обращаются с немощным стариком.
Эмоциональную точку в спектакле поставит мать:  не слушая философствования своих мужчин, она встанет ровно тогда, когда почувствует угрозу их жизни.  Каратели уже близко, всех сморил дурной пьяный  сон,   и только их с отцом любимец Михась (Евгений Ермаков) выскочит из избы, спасая почему-то вора.Мать раздвинет занавес, отгораживающий нас от зала, сойдет  вниз … Все понятно без слов. Жаль,  игра ее  «сыновей » не поднялась до такой планки, а  тема войны и выживания на ней обычного человека не стала  главной.
                                                                                                                                                Ирина Крайнова, театральный обозреватель


Сцена из "Злодея",Елец
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments