
МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА …УДАЛ. Часть 2
Продолжаю рассказ о программе XIV фестиваля театров малых городов России в Вольске.
Китайские фантазии
Вольск городок старый, купецкий. Здесь много зданий 19 века, и лучшее среди них – Гостиный двор.Здание театра уже советских времен, но с элементами неоклассицизма.К фестивалю, его, к счастью , отремонтировали.Привели в порядок и центральную улицу. Такая вот оказия – большая удача для маленького города. Став столицей фестиваля, городок показал свою театральность: билеты в кассе раскуплены, приставные стулья по всему залу, забита людьми и лесенка поднимающихся амфитеатром рядов. А посмотреть на что было.
Для меня началом была тыща какая-то версия «Зойкиной квартиры» Булгакова в исполнении Рыбинского театра.Ему, между прочим, почти 200 лет,на его сцену выходили Стрепетова и Щепкин,Качалов и Ермолова, Южин и Комиссаржевская.Помню спектакль рыбинцев «Фронтовичка» на фестивале в Балаково, там была очень сильная женская роль. Ну а теперь Булгаков, шкаф-купе в стиле ампир, цвета слоновой кости, и он же, совсем по-булгаковски , дверь, точнее, множество дверей, откуда то и дело выходят персонажи. Комичен и символичен образ Швеи ( Владимир Калюкин): «она» просто вертит колесико машинки,откровенно посмеиваясь над самонадеянными хозяевами ателье, глупыми посетителями. Она-то знает, что скоро за ними придут.
Очень хороша Зоя – Алла Смоленкова, ладная, красивая, уверенная в себе , низким, с чуть заметной хрипотцой голосом напоминающая на актрису Русланову.Одна слабость у Зои – ее Граф. Обольянинов (Сергей Шарагин) безвольный, кислый,как недозревшее яблоко, все поет минорные песни Вертинского, потом и вовсе облачается в костюм Пьеро, напоминая его слабую тень.И за что любит такого эта сильная, смелая женщина? Видимо, по контрасту - за отсутствие силы и жизненной энергии. Любовь ее жертвенна, в финале она пойдет с ним в ГПУ - как на плаху.
Актриса четко ведет свою роль, порой оставаясь в тени, не забывая дергать за невидимые ниточки других персонажей. Манюшка, горничная Зои, аппетитна и пышна (Екатерина Таланова). Ловко управляется с двумя влюбленными в нее китайцами. Легкое ее веселье переходит в трагикомизм, когда мило коверкающий язык бандит Херувим (Сергей Молодцов) заставляет «Мамушку» бежать вместе с ним. Херувим как-то уж очень согнут и подлехонек, да и Черт, приданный постановщиком (Петр Орлов) хапуге Аллилуйе, карикатурно изогнутый.
Силен Алексей Батраков в роли, страшно выговорить…коммерческого директора треста тугоплавких металлов.Актер ушел от клише образа Гуся , которого обычно дают в сатирических красках. Его ответственный работник - человек с прошлым, тянет его к возвышенным дамам - и все тут!
Обаятельный пройдоха Аметистов (Николай Шишигин) является в красноармейском шлеме, с Георгием на груди и чемоданчиком зеленых портретов вождей на все времена (вкус художника подводит) и, ощутив поддержку зала, начинает «наяривать», переигрывая вовсю. Водятся такой грех и за другими.
Фигуры древнекитайского каменного воинства убедительны в бредовых снах графа, и движущийся стул там к месту. И в роли манекенов , когда створки шкафа распахиваются и открывают примерочную,они кстати.Но есть перехлест , когда те начинают наступать на героев спектакля.А зачем завалили фигурами бедную артистку , изображающую манекен?.. Она еще долго под грудой вещей пребывает.
Гости вечеринки все до одного шаржированы, а ведь они тоже люди из прошлого.Слышится дикий смех, звучит громкая попса, булгаковская фантасмагория сменяется вакханалией. Ставили спектакль люди талантливые, но чувство меры их ,очевидно, подвело.Как сказал на обсуждении арт-директор фестиваля Олег Лоевский, кажется , что режиссер только- только закончил учебу и вываливает на сцену все, чему его учили– по речи, вокалу, пластике, технике боя, музыкальному, художественному решению… Все - в разном ключе.Игра актеров тоже разномастная, каждый играет свое. Зоя перерастает в фигуру трагическую, нежно уговаривая Обольянинова не бояться ареста. Тот не выходит из масок театра дель арте.У Гуся при виде любимой в притоне назревает личная драма.Его партнерша (Наталья Грацианова) крепко зажата в тисках мелодрамы. Вовсю предается фарсу ловкач Аметистов… Если спектакль хорошенько «почистить» и сократить ,он бы так еще заиграл!..Правда, нашему губернатору все понравилось. Спецприз от него рыбинцам - большой телевизор.
… польские страдания
Спектакль драматического театра «Бенефис» из Ельца по пьесе Веслава Мысливского «Злодей» шел на сцене военного училища ( и зрители на сцене) ,и первые 20 минут нас приворожил. Режиссер Радион Букаев. Художник-постановщик Всеволод Громовиков . Стол, лавки, дырявая крыша с торчащей из в щелей дранкой.Светит нехитрая лампа, лежит под лампой сильно уставшая от жизни и от четверых своих мужчин мать. Казалось бы, все тут подводит к деревенскому реализму.
Но нет, пьеса старая, польская, малоизвестная, текст больше даже философский, ситуация нештатная. Три взрослых крестьянских сына, которых не забрали в армию, не угнали на работу, пощадила и шальная пуля, ловят в своем огороде отощавшего горожанина, крадущего картошку, и ведут в избу на расправу.
Они не зададут испуганному, избитому ими человеку ни одного вопроса, опасаясь ,видно, что сами же начнут его жалеть , «входить в обстоятельства».У «злодея»(Сергей Приставко) самая трудная роль - на одной мимике.Как пугливо шарахается он от подбегающих к нему в пылу спора братьев, как устав вздрагивать и бояться, задремывает, разбуженный ощутимым толчком, как проваливается в сон от насильно влитого в него самогона… Не много реплик и у актрисы, играющей мать ( (Людмила Соловьева- Луник), она почти все время лежит. И на громкие крики сыновей, возбужденных, с дубинками, реагирует привычно- спокойно , снова откинувшись на подушку.
Убедительный образ старого отца, который теряет былую силу и власть над детьми, создает актер Владимир Громовников, благообразный, в ореоле серебристых волос ,с лучистыми светлыми глазами. С сыновьями сложнее.Хотя Щепан - Валек антагонисты и вечные соперники, индивидуализированы они слабо. А монотонные интонации и подробный текст, интересный только вначале, быстро утомляет. Умом- то понимаешь, что поднимаются темы войны и человека, веры и неверия, человечности и ожесточения на весь свет. И еще многом разных тем, мудрые слова произносятся, даже афоризмы.( «Чиновник -это не место, это душа»; «Где та Польша?! То была она, то будет, и никогда ее нет сейчас».)
Но даже важное признание Щепана (Максим Краснов) в тайных убийствах предателей тонет в многословии не став эмоциональным пиком спектакля.Им могла стать сцена насильного спаивание отца сыном. Отец лишь пьет из ведра, повторяя беспомощно: «Я старик, много ли мне надо…».Он сдался, спасовал пред молодой агрессией.Нам всем сильно не по себе, тяжко смотреть, как обращаются с немощным стариком.
Эмоциональную точку в спектакле поставит мать: не слушая философствования своих мужчин, она встанет ровно тогда, когда почувствует угрозу их жизни. Каратели уже близко, всех сморил дурной пьяный сон, и только их с отцом любимец Михась (Евгений Ермаков) выскочит из избы, спасая почему-то вора.Мать раздвинет занавес, отгораживающий нас от зала, сойдет вниз … Все понятно без слов. Жаль, игра ее «сыновей » не поднялась до такой планки, а тема войны и выживания на ней обычного человека не стала главной.
Ирина Крайнова, театральный обозреватель
