irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА. Выставка памяти ПАВЛА МАСКАЕВА в Радищевском музее



                   КРАСИВ, КАК БОГ, ТАЛАНТЛИВ ,СВЕТЕЛ…
В эти дни мы вспоминаем Павла Маскаева, нашего Пашу, красивого, статного, красноречивого, мудрого, с мужицкой хитрецой и  затаенной усмешкой, одаренного сверх  меры талантами человеческими  и художническими
Он возглавлял Саратовский Союз художников рекордно много лет, бился за сохранение его в тяжкие годы  социальной неразберихи, боролся за мастерские, как отступающий с боями храбрый полководец , сдавая отдельные пункты, но не отдавая все.Он был краснобай, приходил на выставки собратьев по кисти с  изысканной розой на длинной ножке и всегда  находил   самые главные слова  и про виновника торжества,и про его картины. Вместе с Володей Мошниковым  был бесспорным  лидером хвалынского движения, строгим, точным, остроумным на показах в общежитии, где жила наша саратовская колония.
Но за всеми этими достоинствами как-то позабывается , что Павел Маскаев был большой художник.  Прежде всего - художник, продолжатель традиций саратовской школы Борисова- Мусатова, Кузнецова, Уткина.Радищевский музей не забыл.И в год, когда Павлу Александровичу исполнилось бы 65 лет, открыл его большую персональную выставку  «Мгновение,длящееся вечность» на Первомайской, отдав под нее все площади на втором этаже.Мы увидели его графические и живописные работы   из коллекции музея,  собрания семьи и известного собирателя Игоря Аскасева. Увидели раннюю послеучилищную графику и поздние  пленэрные диптихи и триптихи. Увидели и ахнули. Сколько ж  он успел за свою  не самую длинную жизнь, сколько мог бы еще написать…Но то почетное  место, которое он занял в истории  саратовской живописи,  за ним уже  навсегда. Пусть скажут  о нем профессионалы  (искусствоведы Елена Дорогина и Галина Беляева)
«В процессе осознания исторической и актуальной ценности их творчества важным событием стало знакомство в 1984 году, а затем почти десятилетие учебы у Павла Басманова, одного из старейших ленинградских художников, продолжателя традиций русского живописного реализма…От подражания натуре художник перешел к ее преображению, от тональной живописи – к построению пространства цветом, к восприятию живописной поверхности как самоценной реальности.Павел Маскаев обладал тонким эмоционально-чувственным восприятием природы, самые сильные его работы созданы в жанрах декоративного пейзажа и натюрморта. Панорамные виды хвалынских холмов и волжских просторов проникнуты ощущением полноты жизни, однако их монументальность не пафосна, не отстраненно-философична, но в высшей степени человечна, связана с целым спектром самых разнообразных переживаний – от сумрачной элегической задумчивости до светлой и чистой радости. Столь же широк и колористический диапазон пейзажных мотивов: от изысканной приглушенно-серебристой зелени трав и деревьев, выбеленных горячим летним солнцем – до почти по-гогеновски ярких, контрастных цветовых сочетаний лимонно-желтого, зеленого и ультрамарина. Не менее эмоционально и колористически насыщенны и натюрморты: они, как и пейзажи не просто фиксируют видимое глазу, но воплощают состояния души художника.Для Павла Маскаева путь в искусстве всегда был неразрывно связан с внутренним духовным ростом… В своем искусстве Павел Маскаев не пытался уйти в мир прекрасных грез и фантазий, как это делали символисты, но стремился утвердить и прославить земную красоту как воплощение замысла Творца».
Спасибо музею. Мы помним, мы любим, а значит, он с нами.

                                                                                                              Ирина Крайнова, фото Наталии Зотовой

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments