irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Фестиваль театров малых городов - 2016. Кудымкар,Новокуйбышевск.

    МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА... УДАЛ                                                                           Часть 4. (Окончание)
   Чаплин, Рощин, Есенюк

Мы еще раз увидим финал в белых рубашках еще и  при свечах,и столичные критики  повздыхают  о «клишированности «режиссерского сознания.Хотя все остальное  в «Эшелоне» Кудымкарского драматического театра смотрится интересно. Рощинскую пьесу об идущем в эвакуацию поезде ,хорошо знакомую нам по «Современнику», поставила сильный  московский режиссер Татьяна Воронина. Столичный художник Юлия Пичугина изобразила на сцене теплушку, перекликающейся с  той, в «Современнике».Но  кроме щелястых досок, тут опускается железная решетка,ив финале она опустится окончательно, то ли отделяя тех, в эшелоне, от мира живых,  то ли напоминая о лагерной стране.
У Ворониной получился замечательный  коллективный образ   обитателей теплушки – женщин, стариков, детей. Они бодро поют в прологе про «золотую  мою» столицу,  на авансцене  остается один парнишка – слова песни замирают у нег на губах. Все  берут по черной табуретке  и решают с помощью нее многие пластические  задачи,  просто замирают на ней в самых разных позах, и сцена обретает  некую эпичность.По табуреткам  же пробирается  героиня в тамбур к умершей в пути женщине.Все  они с жестяными кружками, поют, сбившись в  тесную кучку,и поют по-актерски хорош,.Правда, очень уж часто.
Индивидуальности в спектакле проявлены слабее, чем в пьесе. Не сразу поймешь, кто есть кто – реплики произносят в зал, как воспоминание. очень уж голубая героиня тут  Катя, оттого скучная. Ярче,рельефнее  получилась Лавра – Галина Кудымова. Не знаю, ставила  ли актриса такую цель, но ее напористая героиня выглядит сначала  вульгарной.
Запоминается Глухонемой -  Антон Пиджаков .Он хорошо молчит и   так светло улыбается . И  - уставший бояться немец  Врач (Эдуард Щербинин). И смертельно усталый, такой свой, родной, как фронтовики  старых советских фильмов, начальник эшелона Есенюк( Александр Федосеев).
Впечатляет сцена с матерью, чей несовершеннолетний сын сбежал на фронт. Как мечется она  по сцене, чтобы удержать, не пустить или хотя бы проститься…Запоров в вагоне нет, но и ходу ей нет,  невидимая стена  закрыла все проходы.
Чистой нотой прозвучи тема родов в вагоне –родился человек, появилась  надежда , что все  они  выживут  и будут жить.И тут  этот таланливый  режиссер «перебирает», как почти все на фестивале: дает сразу несколько финалов.Самый   сильный - когда красная стрела падает вниз и встает вертикально, как тяжелая рельса, как молния, как  бомбовый удар. Падает решетка,как пожарный занавес. И зачем тут еще свечи,и хрипящий репродуктор…оказывается ,это говорит Чаплин(!) все уже сказано: мир уходящим…
          Из Дуроштадта, край Глупландский...
Мне осталось самое трудное – описать спектакль Новокуйбышевского театра «Грань» на фестивале в Вольске. Слабое , неудачное описывать легче. Знаешь хотя бы,  что  не понравилось, а как описать то, от чего приходишь в восторг?   Умом понимаешь, что спектакль совершенен, придраться  тут  не к чему. Как  удачно обмолвился арт-директор фестиваля Олег Лоевский,  поименовав сей  театр «За гранью». Да, он «за гранью» - привычных вкусов, стереотипов, жанров. Да, «на грани» фола сюжет,  «за гранью»  текст. Но грань между скабрёзностью, площадностью  и изысканностью  театр  проходит ювелирно, нигде не закапав  пышных оборок и не менее пышных  дамских бюстов.
Как это делается – сказать трудно.Пять средневековых французских фарсов на темы  «низкой» любви пересказаны безо всяких купюр  и  так  красиво , что получаешь  прямо эстетическое удовольствие( плотские утехи решены пластически – изящными этюдами  за занавесочкой).Это вообще другой театр – другая,  словно  бы марионеточная пластика,  иные голосовые регистры, иные одеяния,с броскими цитатами  средневековья -  сборчатые воротники, бесчисленные пуговицы, подчеркнуто большие гульфики. Но  только -цитаты.
И сами  герои, в  своих невероятных прическах ,  гриме, костюмах ( одно существо тянет за собой лестницу,  она –часть ее туалета) – словно обитатели другого мира. Где мозги очень коротенькие, как и мысли, и память. Но  это  не мешает им жить, любить, как они это умеют или им кажется, что умеют.
Режиссер и сценограф Денис Бокурадзе (худрук театра) создает  на сцене свой мир, строит свой «Корабль дураков» (так называется спектакль). Насколько мне известно, четвертый в мировой практике.
Немецкий сатирик Себастьян  Брант  прославился  поэмой  «Корабль дураков» (Базель, 1494 год). Памятны ее афоризмы, как этот, к примеру:  «Глупец останется глупцом» . Не без влияния Бранта  великий  голландец Иероним Босх где-то между 1490 и 1500 годами пишет картину с таким же названием. Мачты обросли листвой, как деревья, корабль  уже  не может сам плыть.  А монахи и  крестьяне горланят песню, режутся в азартные игры, предаются другим утехам. Свой «Корабль дураков» -фильм  о тех, кто живет  в ожидании потопа, снял знаменитый  американец Стенли Крамер ( 1965 год).
И вот - четвертое "пришествие". В 2015 году  Бокурадзе  ставит   «Корабль дураков». Посмеяться ли  над теми, кого  бог разумом обидел? Как смеется, приплясывая,  проворный Шут, позвякивая  связкой бубенчиков. Шуты самые умные люди, всем известно. Время от времени он  распевает песни  на  стихи насмешника  Франсуа Вийона,где есть  такой рефрен: «Я знаю все, но  только не себя».
Видно, бубенчики вместо монеток раздает из башенок тоже рука  Шута. А зачем  глупцам деньги? Глупо растратят или, чего доброго, потеряют.Та, что с лестницей,  упорно волоча ее за собой, взбирается в высокий дом- башенку и, поскрипев в унисон любовным вздохам из окна, получает в награду бубенчик ,  выпрашивая их целый мешочек. С  неспешной грацией  юной гиппопотамши  мадам приставляет лесенку к другому домику, там ей надо отдать  бубенчик, она зачем-то отдает весь мешочек.Что  тут попишешь… «Из Дуроштадта  в край глупландский» движется  сей корабль.
Я совсем  не узнала в этой запредельной даме нашу Юлию Клюкину-Бокурадзе , ученицу Риммы Беляковой, жену Дениса  (Юля уже дважды – обладательница  Гран-при за лучшую женскую роль).  В театре "Грань" всего шесть актеров, у  каждого немало ролей  в этом комичном  действе. Ансамбль блистательный: Даниил Богомолов и Алина Костюк, Александр Овчинников и  Любовь Тювилина,Сергей Поздняков и Бокурадзе. Смешно  до колик.  Но  отчего-то из-за ширмы снова и снова выбегает  Шут, продолжая читать   Вийона. Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, всё губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю всё, но только не себя...Разве в нашем сердце  совсем не осталось  уголка  наивной доверчивости - так  мы хорошо себя изучили? Но  если  так, точно найдется   капелька  сантимента, и мы пожалеем этих странных человечков, смешных дурачков. Отчего? Ой,да совсем не в этом дело, как говорила героиня  спектакля Жанетта.То «за гранью» нашего понимания. Одно слово - магия театра... Между прочим, именно «Корабль дураков» получил гран-при Фестиваля театров малых городов России в номинации малая форма.      
                                                                                                        Ирина Крайнова, фото с сайтов
                                                                                                                                   
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments