irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Театр драмы им. Слонова. "Авторская сцена", СТД России

    Юдина.jpg     АСЦЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ.Часть 2
                                                                            (Окончание)

Признаться, следующий показ сильно  меня увлек, как может   увлечь психологический триллер.«Рвущаяся нить» Алексея Зайцева
Сладкий голос психиатра с экрана не предвещает ничего хорошего больному. Тот страдает амнезией,  каждый новый посетитель  еще больше запутывает его, рассказывая по очереди, что герой  - Миллиардер, Вор, Актер …Психиатр  навязывает ему прошлое серийного убийцы.Вместе с героем запутываемся и мы :   тут никому нельзя верить.Понятен  протест героя , когда, вынув из  разъятых половинок всех  своих    обманных «матрешек»,  врач , наконец,пробует  сказать  правду.   Все ли матрешки раскрыты? Герой уходит в никуда, так и не узнав своего прошлого.
Как заметил Борис Цекановский ,это хорошо сделанный материал, но для психологической основы пьесы нужно развитие,  показ внутренних переживаний  личности. Тут Римма Павловна остро заметила, что личности тут как раз и нет. Уходит кукла, которая ничего  не помнит. Драматург облегчил свою задачу тем, что герой так и не вспомнил.
В любом случае, это было интересно.Что не сказала бы о следующем  тексте петербургского автора Дарьи Федосеевой.  Режиссер Максим Николаев удачно соединил две  ее одноактные пьесы. Действие  развивается параллельно. И если в притчевой истории «Спичка», все лаконично и  понятно ( Он, Она, Спичка - символ их Любви, он отошел  на минуту, всего на одну минуту –   Спичка погасла ), то в долгом, душераздирающем выяснении отношений Матери и взрослого Сына (  в пьесе   «День рождения» оно идет куда дольше) как раз  ничего не ясно.Мать,  не разрешая 18-летнему    сыну праздновать день рождения  без нее с друзьями, выкидывается  из окна.
Актеры  хорошо существовали в рамках заданного текста (Светлана Москвина - Максим Локтионов), но текст не подводит к  такому вот   трагическому финалу.Самоубийство либо обдумывается заранее, либо совершается в состоянии аффекта.А эта надуманная история отнюдь не разжалобила мое "каменное сердце",  только раздражала собственническая любовь матери. Приходит момент, когда надо «отпустить» от себя повзрослевших сыновей, как бы  тебе горько   ни было. Героиня  Федосеевой, убивая себя,  перечеркивала и  жизнь  своего сына.
Пятая пьеса Ольги Строкан «Оптимисты»(Пушкино) как будто  бы обещала большое театральное удовольствие. Ольга  -опытный сценарист,  и режиссер  здесь  очень  хороший –Ольга Лысак,актеры  же просто блестящие – Елена Блохина, Любовь Воробьева,Валерий Малинин, Александр Каспаров…Пространство Малой сцены освоено подробно, с большим количеством вещей «из подбора», с  уродливыми статуями непризнанного гения Радика,  куклами-«мертвяками».
Смеялись мы на  показе, начинавшемся, как бытовая пьеса,много: никто в этой   большой семье не работает, всех уволил кризис. Сюжет  крутится вокруг денег, вплоть  до мечты мамы Иры –  ходить по деньгам, чтобы они сами ей в руки плыли.Даже не верится, что это люди с   большим интеллектом. Ведь папа Саня –бывший специалист по ракетной технике.Неизвестно, чему учились и почему не работают их взрослые дети. Конфликтуют  здесь только теща с зятем,  на уровне анекдотов на  тему.Шутки тоже как из анекдотов, такие знакомые- знакомые. Реплика про кризис, который «объявляют» законченным -  будто   из Юмора Радио FM.
Живым, объемным получился только  характер бабушки (Елена Блохина), она всем «дает прикурить», бьется за  телепульт , как за святыню, резонно  полагая, что спасение утопающих – дело самих утопающих, и   на тренажере занимается,  и капустные листья и огуречные кружки к коленкам  и  векам прикладывает.

Неприятности приходят лишь  извне: члены семейства теряют работу, квартиру, на них наезжают бандиты,  поджигают.Но  все проблемы  разрешаются водевильно  легко.В финале они уже пляшут «Калинку» в  фольклорных костюмах . Для сериала «в народном духе» в самый  раз.
Последний показ -«Арчи и Кэт» - поразил строгой лаконичностью  текста и скудностью   выразительных средств. Как сказала осуществившая его Ольга Харитонова,это не тот случай, когда актер работает эмоциями или  телом. Здесь надо работать головой.Грузинский драматург Димитрий Учанеишвили  пишет  свои диалоги даже не акварелью  - тонкой карандашной линией.Отдельные слова,  без прилагательных, местоимений, наречий , без намека на эмоции.Эмоция одна,  но всеохватывающая –любовь с первой минуты .
Режиссер построил  эскиз на чтении, причем  слегка отстраненном (с блеском справляются с такой формой  актеры Зоя Юдина и Александр Фильянов).Перед  Влюбленными–  лишь красная скатерть стола.Вторая его половина покрыта белой скатертью.Там с нетбуками  основательно расположились два детектива  (сдержанно, с легкой иронией  ведут их роли  студенты-выпускники Никита Беляков и Павел Ильин). Они-то  стоят  на земле обеими ногами,  оттеняя  образы   Возлюбленных ( Мужчина не заметил, как убил соперника, который только посмотрел на его Женщину).
Виновный уже отсидел, вернулся, успел разлюбить, родить сына, вырастить его…
Перечисление обстоятельств  их жизни опошляет   текст -  не перескажешь,как Димитрий. Но –  тревожный звоночек: детективы  не снимают наблюдение за отсидевшим срока, выросший сын здоровается с ними за руку,возможно,  - как с необходимым злом,  сдает им ключ от квартиры ( все равно  ведь придут!) Звучит фраза типа: бывших преступников  не бывает. А будущих? В обществе тотальной слежки презумпция  виновности каждого изначальна. Ты виноват уж тем, что ты родился.
Были мнения на обсуждении, что  пьеса  эта холодная, как лягушка,  без характеров, без развития.Рада, что   я совпала в оценках с  мудрой Риммой Павловной. Это  тонко ,своеобразно написанное,  острое произведение.Вот только поставить его  почти не реально. Может,  когда и  найдется гениальный постановщик, который  не побоится его откровенной несценичности.
Итак, самые яркие пьесы, которые мы увидели в эти дни, лежат, скорее, в области литературного театра. Или … кинематографа . Да, в России много талантливых драматургов.А пьес, которые не кажутся нам  сериальным перепевом, пьес глубоких, по-настоящему театральных,увы... Треплев в этом море разливанном новых форм был бы счастлив.                                                                                                                                                                        
                                                                                                                                                                Ирина Крайнова                                                                      



                                                                                                 фото с сайта театра  и  Алексея Гуськова с сайта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments