irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА.Муниципальный театр Версия.БЛАЖЬ

ПРЕМЬЕРА                                  

                       
                    ПОСЛЕДНИЕ  ЖЕРТВЫ 
Пьеса «Блажь» – одна из последних пьес Островского, написана  в соавторстве с  его учеником  Невежиным.
После нее, из известных – только «Красавец-мужчина». «Роковой»  молодой красавец есть и в «Блажи». В муниципальном театре «Версия» его играет талантливый  Антон Титов.И стареющая барынька, отдающая ему вместе с сердцем все свое - и сестринское! -имущество, тоже имеется (неожиданно возрастная роль Евгении Смирновой). Параллели с «Последней жертвой» и «Последней любовью» Островского же напрашиваются сами собой.Только там все всерьез,трагично,  здесь -почти водевильно. «Блажит» барыня, недополучившая смолоду своей доли  любви и тепла.
Как пишет Владимир Даль в «Толковом словаре», блажь – это дурь, шаль, дурость; упорство, упрямство, своенравие; юродство; притворная дурь; временное помешательство, сумасбродство; мечты, бред, грёзы наяву; вздор, нелепость, чепуха; несбыточные мысли, желания.И  блажит Серафима Давыдовна так, что вот-вот пустит по миру юных сестриц,  опекуншей которых  она является.   Тут возникает ее властная тетка с мужем и уравновешенной средней сестрой, чтобы остановить  безумие.
Пьеса незамысловата по сюжету и   смысловой  наполненности.И только напоминает  бессмертные комедии Островского.Согласно легенде, он рукой мастера прошелся по не слишком удачному тексту, выправил, что сумел, добавил несколько сцен. А из-под  столь могучего пера и водевиль нам мил. Тем более, что характеры  в нем очерчены выпукло и сочно.  Пройдоха управляющий, не стесняющийся  в выражениях; глуповатая «младшенькая»  (Настя); притворившаяся  «сиротой казанской» расчетливая Гурьевна.И замечательно богат язык  героев, и   всякие там  сюжетные ходы,   И русская старина,в которую театру погружаться время от времени  просто  необходимо…
Для труппы, давно не игравшей классику, произведение  - просто находка. Это большая работа  художественного руководителя театра Виктора Сергиенко,  всего  его  коллектива.Переселившись из театрального центра   в Заводской район, «Версия» поначалу  просто выживала,потом  долго «набирала» репертуар, состоящий  из современных комедий и детских сказок.Но пришло время ставить значительные вещи.

Не могу сказать, что все  ровно-гладко в новой постановке. Она еще  только обкатывается на зрителе. И пока комические персонажи переигрывают своих молодых партнеров по сцене.Как всегда,забавна  и уморительна Татьяна Чупикова- одна из лучших  характерных  актрис Саратова, в роли тетки трех сестер.  К тому же она дама с характером.Именно тетя станет спасительницей сестренок из хищных когтей управляющего.  Во всем вторит  ей милый домашний  «подкаблучник»   Муж (Валерий Громакоа).Совершенно неузнаваем Андрей Ханжов в роли богатого, самодовольного «индюка» Лизгунова. И очень смешон. Не все ж  первому театральному красавцу «добрых молодцев» играть!
Преобразилась    Анна Мельникова в роли  приживалки и мелкой ростовщицы  Гурьевны.Нашла для своей героини удивительно яркую  и цельную сценическую форму.Колоритны  эпизодические персонажи : сообразительная горничная  (на месте тут Екатерина Елькина),дурковатый сын Гурьевны   в отличном исполнении Юлия Риделя.Кому, как не Ивану-дураку, достаются  все царевны?Надо только оказаться в нужное время в нужном месте – хоть бы   на грибной прогулке.
Из трех сестер законченный образ сумела пока  создать лишь младшая (Татьяна Нагула). Импульсивная, бегучая , крикучая (кое-где  пережимает),истинное дитя природы и  запущенной дворянской усадьбы.Анастасия Шаталина ведет роль Оли, самой умной  из сестер, хорошо и ровно.  Но   часто   в  ее глазах  появляются слезы,  добавляющие ненужной сентиментальности действию.

 Очень  трудная задача была  у молодой актрисы  Евгении Смирновой: по пьесе она ровесница  своей тетке.    Серафима Давыдовна Сарытова , согласно ремарке,  «вдова-помещица, пожилая женщина, молодится не по летам, попечительница и крестная мать своих сестер». И предстает перед нами в   очень невыгодном свете: ради  юного любовника пустила на ветер имение: падеж скота, долги; попустительствует картежному  вертепу в родовом гнезде. Но слова блажь и дурь появятся  только в конце пьесы. А пока  ей кажется, что она искренне любит  не лишенного обаяния   молодого повесу. И все увещевания  близких проходят мимо ушей престарелой влюбленной. Пока… он сам ее не бросит,грубо, нагло,как и  все, что  делает этот «недоучившийся гимназист».


Смирнова    старательно передает состояния нежной внимательности к возлюбленному и  -глубокого отчаяния в его отсутствие.Только переходы от одного к другому  пока ей не очень   даются.Вовсе ни к чему здесь играть трагедию Катерины из одноименной пьесы. В водевиле  драма героев   тоже немного комична. Не шаржирована  - ни в коем случае!-   отмечена легкими штрихами жанра.
Интересны костюмы героев (при  участии художника Михаила Гаврюшова) и декорации (режиссера спектакля Сергиенко).  Зарастающий помещичий сад с белой ажурной мебелью, в зелени высокой сирени, которая  уже глушит остальные кусты и цветы.   Старая античная статуя  распалась на  три части,каждую из  которых тщетно пытаются одеть, замаскировав ее эротичную сущность, а затем собрать герои комедии.Им это  не удается. Даже когда   сестры, вроде,  помирились  и  готовы вернуться  в родную усадьбу. Русь-то пореформенная, 1882 год на дворе.  Долго ли протянет  старое дворянское  имение с новым управляющим- Олиным женихом?  Он личность пока гипотетическая.
Вот к  таким выводам (возможно, излишне глубокомысленным!) пришла  я после наблюдений за   бесконечными,утомительными манипуляциями героев с фрагментами статуи. Спектакль «Блажь» еще в начале пути. Верится, что он будет  долгим.  Ирина Крайнова


portret             Мельникова   Актрисы театра Татьяна Нагула и Анна Мельникова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments