irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА. ТЮЗ КИСЕЛЕВА.Фестиваль "Колесо"








                                         
                      КОЛЕСО ДОКАТИЛОСЬ ДО САРАТОВА

В  тюзе Киселева прошел  фестиваль  необычного формата—XI Всероссийский фестиваль театров для детей и молодежи «Колесо».
Он  проводится совместно с Союзом театральных деятелей России с 2009 года  по инициативе РАМТа. «Колесо» путешествует из одного города в другой. Каждый раз новый театр показывает гостям из столицы и других регионов  свои самые интересные  новые спектакли. К нам приезжали руководители детских театров, режиссёры и ведущие театральные критики, специалисты по работе со зрителем, театральные педагоги.
Открыли   показ два спектакля большой формы: «Недоросль» по Фонвизину, поставленный художественным руководителем театра Юрием Ошеровым и «Милый Сашенька» по роману Гончарова «Обыкновенная история» в  инсценировке и постановке главного режиссёра Алексея Логачёва. Затем прошли  три премьеры,  показанные на экспериментальной площадке -  планшете Большой сцены.Это «Четырнадцать плюс» Владимира Антипова и Алексея Забегина (режиссер Семён Серзин), «Как Зоя гусей кормила» Светланы Баженовой (режиссёр Андрей Гончаров) и «Банка сахара» Таи Сапуриной (режиссёр Алексей Логачёв). А также спектакль Екатерины Гороховской «Соломенные ребятишки» для самых маленьких зрителей, который стал участником программы «Детский Weekend» фестиваля «Золотая маска».
Обсуждения проводили  известные российские театральные критики:
Ирина Алпатова (Москва),Татьяна Николаевна Тихоновец (Пермь),  заведующая кабинетом театров для детей и театров кукол СТД России Ольга Глазунова. Прошли также мастер-классы и семинары  специалистов по театральной педагогике.
Алла Лисицына, детский режиссер-педагог, руководитель клубных программ Российского академического молодежного театра поделилась богатым опытом работы со зрителем. У них это дело поставлено на широкую ногу, приоритетные позиции у семейного посещения театра.Родители настолько высоко ценят совместные театральные занятия, что  записываются в очередь на два года вперед - при том, что  занятия платные. Для более старших школьников есть проекты более  глубокого изучения театральных профессий и жизни театра. А старшеклассники помогают любимому РАМТу тем, что издают газету  о его спектаклях и людях.
Ольга Шевнина, детский психолог, театральный педагог Московского драматического театра имени Пушкина, поделилась своим опытом приобщения детей к театру. Она считает, что начинать надо с театральных уроков,которые предваряют показ, и нужны они  учителям зачастую даже больше, чем  школьникам.Уроки эти в театре , к  слову, бесплатные.
Артистичная Юлия Рыбакова, зав. лабораторией интерактивных театральных проектов кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования, рассказала  об использовании игровых и театральных приёмов в обучении. Виртуозно сравнив урок со  спектаклем, а учителя с артистом, она «порадовала» учителей, что в нашей  школе снова грядут большие перемены, и урок как таковой  скоро перестанет существовать. А театр, театральная игра как бы шагнет в класс. Хорошо это или плохо? С точки зрения креативного талантливого педагога – замечательно.Но как быть тем, кто экспериментировать не любит и не умеет? И  что будут в такой ситуации делать наши чиновники от минобраза, чьи инструкции ориентируются на  усредненного ученика? Вопросы, вопросы…На некоторые из них попытались ответить участники Круглого стола на тему «Культура. Образование. Театр. Будущее наших детей».
В какой-то мере там озвучивали программы сотрудничества  тюза со школами Саратова и области,  подняли   вопросы  воспитательной функции театра. Областной Министр  культуры и замминистра образования области, Союз театральных деятелей России, московские педагоги, общественные деятели  приняли участие в разговоре, которы   й сначала  проходил довольно монотонно, как бы с игрой в одни ворота. Все как будто  понимают, как важен театр для каждого нового поколения,в него приходящего. Но как заинтересовать детей и подростков, удержать в театре, не опускаясь  до их уровня, не заигрывая с ними? Единых рецептов не существует.Тут нужно учитывать то, что они совсем другие.Слово  не имеет над ними такую власть, как раньше. Это  новые люди с «клиповым мышлением».
О казываются, театру педагоги и дети нужны больше, чем детям и педагогам нужен театр,  -высказал парадоксальное суждение директор Кировского театра на Спасской  заслуженный артист России, начинавший в нашем  тюзе, Владимир Грибанов.Театр называют даже сферой образования.А это сфера искусства, которая  только интерпретирует.Педагог дает классическое видение , в театре же  авторы спектакля позволяют свое высказывание.Жаль только, что Владимир выступил ближе к концу « стола», когда вся «тяжелая артиллерия» обсуждения  выпустила свои снаряды, а новых не заготовила .Эта  встреча могла бы  пройти  не так официозно.
Из  нынешних просмотров видела  только «Милый Сашенька» (остальные  спектакли  смотрела раньше  по два раза) по Гончарову и убедилась что спектакль вырос, накатался, даже раскатался (темпоритм стал  живее), режиссер сделал некоторые  сокращения в тексте, все - таки слишком длинном.Выигрышно осветились  теперь многие эпизоды с маленькими ролями. Озорная  манера Фоменко пластически выстраивать мизасцены, как бы слегка над героями посмеиваясь, стала  заметна еще лучше.Чему ж дивиться : Логачев – ученик Каменьковича, тот – самого Петра Наумовича. Но главный герой как  весьма поверхностно  передавал свое внутреннее  состояние, так и передает .Возможно, он  просто не обладает сценической заразительностью – качеством, просто  необходимым  в этой роли. Руслан Дивлятшин,с его тончайшей психофизикой, был бы тут уместнее. А может, начинающий актер еще пристроится, найдет свои приспособления.
                                                                                                                                              Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments