irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

МУЗЕЙ-УСАДЬБА БОРИСОВА-МУСАТОВА. Мастер-класс Андрея ВАНИНА



                         ПЛЕНЭР ПОД  ШУМ ЛИСТВЫ
Да еще сада.Да какого…
Мусатовского, где   автором «Изумрудного ожерелья» написано   столько этюдных к нему подступов…День был очень  жаркий и грозово душный, как, впрочем, все дни нынешнего июня.Я, сильно опаздывая, еле плелась   с другой музейной встречи, мечтая незаметно юркнуть где-нибудь в угол на стул.
Но углов никаких  не наблюдалось , поскольку директор музея-усадьбы Борисова –Мусатова Элеонора Белонович  мудро перенесла творческую встречу с художником Андреем Ваниным (чья персональная выставказдесь  происходила) прямо под деревья   сада.Что может  быть лучшим обрамлением мастерской художника,как  ни  сама мать природа?Кто расположился на высокой террасе, образовав тем самым зрительскую ложу, кто вольно расставил  стулья  в партере прямо на дорожках сада. Андрей колдовал у своей картины , не забывая посвящать нас в ход ее создания, указывая на углы «входа и выхода» зрительского ее восприятия. И что пленительней лениво ускользающего летнего дня, вида  порхающих бабочек и полотна на мольберте, чьи розовато- лиловые пятна идеально  вписывались в  живую зеленую раму слегка колышущихся листьев?
Начал  художник  не с «чистого холста» - изначально  был черный фон и отдельные яркие в него вкрапления.Я, опоздав, застала уже довольно разработанную живописную поверхность, где  нарисовалось оранжевое крыло  легкой бабочки или сказочного парусника и города внизу, стремительно удаляющегося.  Но живописец пояснил, что цвет здесь  у него сложный, скорее, розовато -красный с  охристым, и никакая  тут не бабочка,а некая любящая субстанция (композиция называется «Поцелуй»).Однако   ванинские картины, усложненные,символичные, с детально проработанной композицией,  каждый видит, как он видит.
Он продолжал рассказывать,наполняя  холст маленькими подробностями, и я тоже увидела второе существо, неудержимо устремившееся  к моей «бабочке». И вспомнила  стихи саратовской поэтессы: «Во мне бурлит моя природа, не обрученная с тобой».Как можно быть  одновременно так полетно фантазийным и ювелирно точным в деталях? Ванин может.
« Словно освобожденная, подвижная субстанция подсознания, вливаясь в русло «сконструированного разума», реализуется  в образах-знаках,которые строят пространство, разыгрываемое  пантомимой» (искусствовед Елена Дорогина).
Конечно, художник за короткий сеанс  не записал на холст все свои размышления . Доработка ее еще впереди. Но  само чудо  извлечения из   скопления цветовых пятен  замысла Творца  нам увидеть довелось, чему   так хорошо аккомпанировал тихий шелест листьев мусатовского сада.Тем интересней эксперимент, что Андрей Ванин никакой не  реалист и не импрессионист. Сблизился  за границей  с самим Немухиным,пять лет занимался профессией в Германии, побывал  и  столичным дизайнером.
Однако мотив - великая   движущая изобразительного искусства, каким бы фантазийным  он ни был, может вдруг  получить импульс даже  от легкого шуршания садовой листвы.
В антракте,  в  прохладном уюте террасы,Андрей  говорил о  своей «всепоглощающей» страсти к чистой кисти   ( после  окончания работы!), о любви к  старой металлической и деревянной фактуре  ( вот она,реальная хирургическая пилка -на равных в одной из его  композиций), дивился, какая маленькая получилась его  выставка в усадьбе.Самая маленькая  в его жизни. Зато какая наполненная! И памятная для  всех нас, побывавших на этом зеленом мастер-классе.
                                                                                                                   Ирина Крайнова, фото Надежды Шитовой



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments