irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ХВАЛЫНСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ. ТРЕТИЙ фестиваль поэзии "Радуга. 21 век"




                       ХВАЛЫНСКИЕ ПИСЬМА
  Сядем на пенек, послушаем стишок
Обычно приезжаю на хвалынские пленэры в начале августа. Но в Национальном парке «Хвалынский» в конце июля проходил  третий фестиваль поэзии.
Теперь он стал межрегиональный фестиваль поэзии «Радуга-21 век»:     приехали участники из Саратова, Пугачевска,Балаково, Екатеринбурга, Москвы,Петербурга .Хорошо   помню первый фестиваль. Благодаря поддержке  Национального парка     состоялся  в туристическом комплексе «Солнечная поляна».  Устроители  фестиваля  - председатель районного литературного объединения «Радуга» журналист Галина Перекальская и методист отдела экологического просвещения  НП Ирина Чувашкина .
На сей раз все проходило под открытым небом, на свежесрубленных пеньках обширной и -к счастью!-  не всегда солнечной поляны.Все-таки 35 градусов в тени.  Фестиваль длился не один день,как первый,а  целых два.
Украсили поляну,в основном, работы Степановых – наших,саратовских, братьев-фотографов, и  однофамильцев – уральских художников Татьяны и Александра .Саратовские  прикрепили к сетке  ограждения  большие круглые композиции, похожие на декоративную керамику.Уральские, кроме  красивых колористически абстракций, разместили  на шинах остроумные артобъекты.Так, привычная пенопластовая упаковка телевизора преобразилась в крупную рыбину.Черно-белые фотографии, которые можно было озаглавить «Человек и  архитектурная среда»,  тоже были интересны .
Я пропустила второй фестиваль  из-за болезни, за  это время прибавилось номинаций.Кроме поэтов и бардов приехали прозаики и докуменалисты.Барды очень разумно встроены в программу:  пели по одной песне  через каждые  три поэтические выступления. Мне даже не хватило их песен. Бардовский концерт на второй день фестиваля пришлось отменить – гости засобирались в  неблизкий обратный путь. Не удалось вырваться из Питера Юле Тереховой,искусствоведу,чудесной хозяйке  Дома со львом – уникального памятника домовой живописи.Но все равно участники фестиваля смогли побывать в Доме–музее. Их гостеприимно встречали жители Поповки – Юлины друзья и волонтеры.После занимательного путешествия  по Дому в Культурном центре накрыли стол с деревенскими пышными оладьями, крутой  сметанкой, густым золотистым медком.
                          Странные люди?
Был на фестивале  известный  художник, который писал с натуры портреты,а еще лучше - шаржи. Был профессор из Северной Пальмиры -  учил народ составлять родословное древо. Но самой увлекательной секцией фестиваля стала кинодокументалистика. Фильмы крутили до позднего вечера – один лучше другого.Профессионал из  Балаково (
сценарист студии  историко-документальных фильмов "Отечество" ЕВГЕНИЯ БРУСЛАВЦЕВА) показала добротный,  биографический фильм о  знаменитом слепом музыканте Иване Паницком.   Снятый технично, в нынешнем духе , он то и дело иллюстрировался   игровыми моментами.Странно, но  меня больше  тронула неумелая кинолента пугачевцев о скромном учителе музыки.Пока о нем говорили его ученицы, все выглядело вполне обыденно. Но вот учитель пришел  домой к ученику, принес  золотой саксофон, выписанный  из Америки.Учитель  очень стар, у него согбенная спина , затрудненная походка. Когда он видит в ученике истинный талант, берет очередной кредит и покупает   на свои деньги лучший инструмент. Блаженный, чокнутый? Наверное. Побольше бы таких блаженных…Мы легко научаемся  брать и совсем  разучились отдавать
Фильм вместе с телевизионщиками сняла Валюша Разумова из Пугачева, женщина с широко распахнутыми глазами под густой   юной челкой.Она привезла двух симпатичных внуков,  те  пишут  стихи и сказки вместе с бабушкой (читали их  на секциях ).Я запомнила ее по первому фестивалю и  поэтическим строкам о войне, о вере. Может   Валя писать и совсем  акварельно : «Лето пахнет  вишней и укропом,/Солнышком, пролившимся в саду,/Спелым яблоком с хрустящим боком,/Желтой липой в кружевном цвету».
Сильные стихи – энергичные, образные, -  у Гульсары  Туктаровой, поэта и журналиста из. пос. Светлый Татищевского района.Не рискуя цитировать на слух, даю  строки, что  уже напечатаны: «Я лотос,сияющий, словно заря,/Пью жизнь из болотного ила,/Рождаюсь на свет, лучезарно горя,/На радость безумному миру». Потомок  ногайских кочевников,Гуля написала роман о судьбе обрусевшей девочки своего народа.Она читала  отрывки, а мы, затаив дыхание, слушали метафоричный, ритмичный слог поэта, пишущего прозой.
Прекрасный стиль, острый, стремительный, и у Ирины Летягиной, хвалыновки, живущей в Москве.Девушка легко и  иронично описывает свой переход через испанские горы по  старинному пути, как она потом   попадает  в Южную Америку.Отрывки , публикуемые в журналах, прочла  на фестивале мама , тоже Ирина Летягина. Замечательная женщина,директор,которую «сослали» в самую слабую школу Хвалынска, а она за короткий срок сумела сделать ее лучшей, зарядив  ребят интересом к учебе, спорту, экологии края (  недавно  всей школой провели акцию «Чистая Волга»).
Немало было на фестивале  удивительных людей.Александр Степанов представил эскизы будущих обложек фестивальных сборников на много лет вперед. И это не все.Саша прочитал замечательные пародии в духе Александра Иванова, когда из контекста берется фраза -  стихи  даются в стиле пародируемого автора.Оказывается, в свое время  он поступил в в литинститут,но учится    не смог –в Екатеринбурге у него  оставались младшие братишки. На бис прошли и  его пародии об эстрадных дивах.
Степанов к тому же тонкий лирик со своим, художественным видением мира : «Сметают дворники листву,/Лимонно-охряную опаль./Но на асфальт и  на траву /Вновь  листья  сыплют клен и тополь».
Однако секция прозы оказалась   увлекательней поэтической.Может, оттого, что участников было не так  много,и даже те, кто сочиняет нескладные вирши, читали  небольшие, довольно удачные рассказы, чаще – юмористического характера. А не перейти  ли и  им на язык «презренной прозы»? Все же  азам стихосложения нужно учиться, как учили когда-то в пушкинском лицее. Или уж… просто-напросто родиться поэтом.
          Поэта нельзя приручить
 Были   очень удачные выступления и на основной секции: хвалынец с лирикой исповедального плана Григорий Большунов ("Поруби все,/Ты так устала,/ Эту комнату с одеяло..."), метафорично мыслящий  художник Вячеслав МорковинТак степью жить и жить, /Как нам, дано немногим,/ Тот ветер пить и пить,/Рукой не шевеля»), философичная лира Александры Перекальской , филолога из Москвы(«Природа – нелепый художник,/Рисует  небес покрывала, и небо, и солнечный дождик,/А счастья рисует так мало»),
педагог Елена Пономарева, глубокий поэт, очень разный,напоминающий    порой Светлану Кекову, ( «То ли Петя, то ль Юпитер, то ли бог, то ли мужик./Злой язык во рту полощет, глаз лукавит, слог юлит./
Райский сад еловой рощи в  золотой стоит пыли»).
Семья столичной правозащитницы и журналиста Елены Санниковой, поголовно пишущая.Лиричная Аня Морковина, библиотекарь из Саратова. Именно ей посвятил последний экспромт фестиваля самый парадоксальный  поэт и самый странный участник, пришедший из Балакова  пешком в сопровождении  лохматого  добродушного пса: «Уехала Аня Морковина- / Стихи теперь слушают Вовины» . К чему лукавить,на  первом же фестивале я открыла для себя его поэзию, и Вову Зорина всегда слушаю открыв рот. Как впрочем, и другие участники.
«Поэта нельзя приручить,/Поэта нельзя обручить,/Поэта нельзя научить,/Поэта нельзя отлучить,/Поэта нельзя исключить, /Поэта нельзя заключить ./– И только за это,за это/ Нельзя ненавидеть поэта».
Он свободен, как ветер. Волен, как бегущие по небу  облака.Если, конечно, он  - поэт. Повторю  свои мысли после первого форума:  желателен отбор произведений на фестиваль. Далеко не каждый, кто умеет ловко рифмовать строчки и соблюдать стихотворный размер, пишет именно стихи. Тут нужны образность, энергетика,ритмика.Не говоря уже о тех, кому размер и рифмы  не даются.
Разумеется, Галине Юрьевне, которая по давней вожатской   и редакторской  привычке  бескорыстно взвалила на себя весь  огромный «орггруз» фестиваля,  требуются  помощники, такие же энергичные и талантливые, как она.Ведь география  "Радуги" растет, как и номинации, а число участников уже  перевалило за 80.
Как бы то  ни было, это были чудные два дня – среди старых седых холмов,в  буйной лесной зелени,ночью - в бревенчатых срубах, еще пахучих, не  забывших свое древесное первородство.Под усеянным веселыми  яркими звездами небом, каким оно бывает в августовскую пору, вдали от  каменных высоток.
Фестиваль  не зря назван «Радуга». Мастерицы связали маленькие  цветные дуги для каждого участника. Семицветная радуга украсила и Солнечную поляну.В душе сияла цветиком-семицветиком безоглядная радость лета.Спасибо основательнице фестиваля Перекальской и  Национальному парку  за  эту звонкую июльскую песнь.
                                                                            Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments