irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ХВАЛЫНСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ. Пленэры лета 2016


   
                      ХВАЛЫНСКИЕ ПИСЬМА                         (Окончание)

Через три дня я спустилась с гор, и еще  столько же времени провела с художниками – участниками хвалынских пленэров.
                                                Праведники и  «бродилы»
Горы  покидать всегда жалко. Там  на полянке подсыхали наши  фестивальные пеньки (поначалу амбре от них исходило не слишком приятное), у Святого родника в обжигающе холодной  водице купальни  бесследно растворялся   полдневный жар, в Визит-центре Национального парка дивил   техническими  чудесами новый музей. Сделанный  по последнему слову , он знакомит с древнейшей историей края,  растительным и животным миром.Одно нажатие кнопки  - и  выходят из густых лесных зарослей четвероногих Хвалынского края, другое - поют пернатые его обитателей, а можно и вовсе  перенестись в  другую геологическую эпоху…Маленький музей ни в чем не уступает столичным заведениям .
Но вот , наконец,  Хвалынск-   размеренный,непромышленный, не  пока охваченный  «железным» транспортом.Не могу сказать, что все  мне здесь сейчас  нравится. Городской пляж - гордость хвалынцев, открывшийся когда-то  с грибками, водяными горками и прочим набором пляжных развлечений,сначала  лишился горки,  потом и  остальных благ. Осталась одна- единственная кабинка переодевалки , за версту  виднеется баннер: пляж  продается… Купаться запрещено – спасатели покинули  это место. Новости, разве  место общего  купания  -не  забота муниципалитета?
Зато в художественно-мемориальном музее К. С. Петрова-Водкина все, как прежде,  даже лучше.   Тут выставка поэта, краеведа и  музыканта Владислава Полякова,  а  прежде всего - большого российского художника. Вернувшегося в город своего детства и  здесь оставшегося. Сейчас ему было бы 80 лет. Как пишет директор музея замечательный искусствовед Валентина Бородина, «он был «бродилом» провинциальной жизни, пытался зажечь её своим внутренним ,постоянно горящим углем. Чудак, живущий искусством, жертвующий всем материальным для творчества, своей жизнью подтверждал известное выражение о том, что без трёх праведных «несть граду стояния». Он и был одним из таких праведных людей Хвалынска, на которых стоит и держится русская земля».
В экспозиции –  его картины и графические работы из фондов музея , написанные за 30 лет. Поляков  оставался в рамках  реализма, пытаясь передать видимое глазу  - поросшую травами гору,  открытое лицо ребенка. Но он не был буквалистом: в  работах есть нежность, прозрачность, акварельность, присущая китайской школе, которую тот ценил.  Физиономии ребятишек написаны с большой симпатией.Мы видим, как выглядели Таши ( северные Хвалынские горы) до «выпрямления» рельефа  ради модного горнолыжного курорта. Куда  лучше!
На  поэтическом фестивале Галины  Перекальской с нами были сестра и зять Владислава Полякова . Петербургские жители,  каждое лето они приезжают в Хлыновск Петрова-Водкина , охотно участвуют в пленэрах саратовских художников. После доклада «наверху» (у родника) о родословном древе Поляковых  Валерий сделал сообщение   «внизу», для участников пленэров. Ему  удалось выпустить книгу с родовым древом художника и  стихами Владислава.
                 Меловые древности
На пленэры с художниками   ездила дважды. Люблю я это дело. Картин, увы,  не пишу, но – проникнуть вместе с живописцами в  потаенные уголки природы, погрузиться в мир тишины и вольной воли (мои художники –самые неболтливые люди на свете), увидеть  эту же  красоту, преображенную фантазией автора, на листах и холстах…  ух, как заманчиво. Изящная, в легкой оранжевой юбке, в тон ее  авто, Оленька Гудкова отвезла нас с двумя Светами на Черемшаны- 1. Где чистый родниковый пруд, свежая зелень травы, плакучая и  -плачущая! – ива (освежала  меня мелкими брызгами  ).
Утки учили   пушистых деток не только плавать, но и  бегать по водной глади, детки забавно их копировали. Мальчишки кидали утиному семейству   очень уж большие куски, отщипывая от буханки.Отдыхающие фоткались на фоне гипсовых «приветов» из страны, которой  уже нет: сильная  фигура спортсменки, накачанный отец с крохой сыном. Малышка, вырвавшись из маминых рук, пыталась  поиграть с каменным малышом.Девушка,  явно позируя, примерялась  маленькими ножками к  большим гипсовым ступням –все, что осталось от старого паркового «шедевра».
Пока я за всем наблюдала, Светлана Мазулевская   творила  графическую серию  «советских»  скульптур,  а Светлана Золина писала большой этюд с нестерпимо голубым небом и   густо вишневой крышей :  скромная парковая постройка подана художницей   почти как древнегреческий храм.Нашу идиллия ненадолго нарушили осы, слетевшиеся на  Светино лакомство - копченую рыбку.И совсем нам было не любо , в отличие от невозмутимой Ахматовой, от глаз своих  "зеленых ос веселых отгонять". Чего тут  веселого - того и гляди, тяпнут!..
На другой день я  исполнила давнюю мечту: поехала в любимое Подлесное, к двум  белым меловым   братьям- близнецам  в  статных сосновых вершинах, к  горному озеру с твердым  известковым ложем и студеной родниковой водой    в самый лютый зной.Маша, дочь Елены Санниковой, журналиста и поэта, рисовала в альбоме горные склоны, а мы с Витюшей, Елениным сыном, наслаждались  доисторической водной  стихией. Не хватало  для полноты картины   парочки  ихтиозавров, неожиданно  со дна выныривающих.
Понаслаждались  мы меньше, чем хотелось. Но  не исполины прошлого тому виной.Над Волгой показалась тучка,   как-то незаметно придвинулась, ближе, ближе – и вот уже  два грозовых фронта, извергая из себя  нарастающий грохот  и  пугающе длинные молнии,  пошли на нас, угрожающе сдвигая  правый и левый фланги.  Заказанное такси    задерживалось, точеная, крепко  сбитая  хвалынская красавица Катерина  вызвалась помочь,но тоже   никак не объявлялась. И мы решились  сами идти к цивилизации  по глубоким колеям горной дороги.Для моих ног  это  все равно что хождение Русалочки  «по острым ножам». Но из двух зол  выбирают  привычное.
Как   только мы сползли  вниз (я-то точно ползком), показалась  Катерина в  собственном  ландо, успев  до ливня завести нас  в свой салончик, где устроена  минивыставка местных и заезжих художников.Были там   и  наши , и уральские Степановы.
             В лете грозы и малины
В музей к Валентине Ивановне  я попала  еще раз  - на презентацию.Вышло  иллюстрированное издание  ,настоящий фолиант , своего рода энциклопедия пленэров.«Путь через Хвалынск» рассказывает о традициях хвалынских пленэров,  которым в том году исполнится 30 лет. Вячеслав Володин оказал  музею солидную  благотворительную помощь. И  там  сделали книгу  об уникальном  художественном явлении, начатом когда-то небольшой группой саратовцев, благословленных  ленинградскими корифеями..
Теперь  на пленэры,  точнее,в летнюю школу Маскаева ( неважно, что Паши уже нет с нами) и Мошникова приезжают десятки и десятки  художников  и студентов  обеих столиц,а также  с Урала, из Сибири, других волжских городов.И, конечно, из Саратова.Живут коммуной, строго, аскетично. Весь день пишут, вечером профессионально разбирают свои  труды праведные, учатся и учат, показывают  и другие  свои таланты.
В первый же мой хвалынский вечер случилась творческая встреча  с Вячеславом Морковиным –заметным  на российском небосклоне графиком , и  почти столько же  - поэтом-цветописцем, автором  ритмичных, «пленэрных» строк, и музыкантом, мастером игры на классической гитаре.Прочитав стихи из  новой зеленой книжицы (вторая из задуманной  им трилогии), Слава  нараспев    декламирует любимые нами «Строфы белых  холмов» –  поэтичнейший портрет хвалынских гор во все времена  года. «…Травы, овраги и глины - /В лете  грозы и малины,/ В клейкой березовой  дрожи,/ В сини тенистых дорожек»…
Книга о пленэрах и их участниках  называется  по одной из глав  -.Каждому  завсегдатаю пленэров встретился когда-то  на пути этот маленький, старомодный, полузабытый городок. И крепко  вошел в его  жизнь. Надолго,  а кому  и насовсем .Зачем, отчего? На эти и многие –многие  вопросы пытается ответить книга.  По-настоящему еще   не держала ее в руках.Изучу и напишу позже.  Но уже видно,что это титанический труд Вали  Бородиной -  по написанию,  по сбору материала,  редактированию. Лишь  с ее  безудержной хвалынской энергетикой  и можно было  такое  осилить.
Многовато мелких фотографий, маловато  репродукций картин –  так  мне показалось на первый взгляд. В любом случае, это   анналы  - анналы истории целого  поколения художников.  Возможно,   не одного.Дети  художников ездят на пленэры с пеленок, вырастают и везут своих малышей…
Люблю тебя ,Хвалынск, древнее наше  диво , тихо всплывшее со дна юрского моря.Люблю твоих открытых,  чистых людей с их могучей  энергией «снутри».Люблю твои малые «купецкие»  особнячки с облезлой   штукатуркой.А что б их  подкрасить,  подновить к «официальным»  володинским пленэрам, как  сделали в соседнем Вольске  к  большому театральному форуму? Все ж лучше , чем  лихо закатать в бетон  живую травку  местного стадиона.
                                                                                                                                            Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments